ЕРЕВАН, 6 ноя – Sputnik. Избрание Дональда Трампа президентом США формирует новую ситуацию и расклад сил на Южном Кавказе, считают опрошенные Sputnik Армения эксперты. Связано это, в первую очередь, с несколько иным подходом республиканского политика к кавказским проблемам и отношениям с Россией. Именно от будущей архитектуры российско-американских отношений во многом будет зависеть ситуация на Южном Кавказе и позиции Армении в ближайшей перспективе. К слову, премьер-министр Армении Никол Пашинян уже поздравил Трампа с победой, назвав ее "впечатляющей", а также заявил об "общих интересах" с США.
Не демократией единой
По мнению политолога-международника Бениамина Погосяна, нужно понять, во-первых, что в работе с новой администрацией США властям Армении будет недостаточно произносить слова "демократия", "права человека", "общие ценности", "мы хотим идти к демократии", "помогите нам построить демократию", "помогите, поскольку мы окружены авторитарными государствами".
"Риторика про демократию была актуальна при Джо Байдене, который заявлял о том, что основной мотив геополитики XXI века — это борьба демократии против авторитаризма, и что задача США – помогать демократическим государствам", – сказал Погосян Sputnik Армения.
Погосян склонен считать, что интерес Трампа к Южному Кавказу будет таким же слабым, как в первой президентской каденции. Наш собеседник напомнил об отстраненной позиции США в период президентства Трампа в 2020 году, когда шла 44-дневная война в Нагорном Карабахе. Хотя справедливости ради отмечает, что тогда свою роль сыграла и пандемия коронавируса, и политическое противоборство с Джо Байденом в период предвыборной гонки.
Главным же фактором, способным повлиять на ситуацию в регионе Южного Кавказа, Погосян считает отношения между США и Россией после избрания Трампа на второй срок.
А если Трамп помирится с Россией…
"Если РФ и США достигнут взаимопонимания по Украине и архитектуре европейской безопасности в целом, то это даст возможность России существенно укрепить позиции. У России высвободятся дополнительные ресурсы для применения на Южном Кавказе и постсоветском пространстве. Если же РФ и США не достигнут взаимопонимания, или даже США нарастят помощь Украине, то Южный Кавказ будет и дальше рассматриваться как регион, посредством которого можно создавать проблемы для России", — говорит эксперт.
Трамп – бизнесмен, и этим все сказано
По мнению руководителя Армянского центра американских исследований Сурена Саркисяна, для Армении приоритетным направлением отношений с США должно стать экономическое сотрудничество. Более того, Армения могла бы получить экономические преференции, однако за последние 6-8 лет армянские власти ничего не сделали в этом направлении.
"Прежде всего, должна быть сформирована армяно-американская повестка. Сейчас эта повестка ограничивается лишь рамками помощи США Армении. То есть, США предоставляют нам помощь по разным направлениям, реализуют какие-то программы, касающиеся системы правосудия, защиты прав человека, и т.п., но это – не повестка, а всего лишь односторонняя помощь", – заявил Саркисян нашему агентству.
Избранный президент мыслит как бизнесмен и может заинтересоваться Арменией лишь в том случае, если вырастет товарооборот, а Армения перестанет быть лишь 166-167-м по значимости торговым партнером США.
По его словам, многое также зависит от того, как будет работать с Трампом армянская община Америки, лоббисты и ААЦ. В окружении Трампа есть влиятельные люди, у которых очень теплые отношения с армянами, в отличие от предыдущей администрации, что даст возможность работать более эффективно, говорит Саркисян.
Что касается влияния результатов американских выборов на ситуацию в регионе Южного Кавказа, то, по прогнозу эксперта, Трамп продолжит линию Байдена, стоящего у основ переговорного процесса на западных площадках, и постарается добиться подписания мирного договора между Ереваном и Баку. При этом Саркисян сомневается, что новая администрация окажет давление на Азербайджан для ускорения подписания мирного договора.
Саркисян также уверен, что у Трампа есть желание урегулировать отношения с Россией и в ближайшее время можно будет увидеть связанные с этим заявления и шаги. В частности, если США прекратят финансирование Украины, то это может коренным образом повлиять на ход конфликта, замечает американист.
Ирану приготовиться?
Бениамин Погосян не исключает, что Трамп вернется к политике максимального давления на Иран, которую американский президент проводил в 2018-2022 гг., пытаясь заставить Тегеран подписать на новых, более выгодных для США, условиях Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) относительно иранской ядерной программы.
"Трамп считал несправедливым договор, подписанный 15 июля 2015 года, поскольку документ якобы удовлетворял лишь интересам Ирана и не соответствовал интересам США. И программой-минимум политики максимального давления было заставить Иран подписать новый договор с США, на выгодных для Вашингтона условиях. А программой-максимум была смена режима в Иране и ликвидация исламского государства. Вначале своего президентского срока, по крайней мере, в 2025 году, Трамп будет проводить именно такую политику", — уверен политолог.
Вместе с тем, он замечает, что последние 45 лет Запад оказывает давление на Иран, однако до сих пор не добился каких-либо результатов.