ЕРЕВАН, 12 ноя – Sputnik. Отказавшись от российского посредничества, власти Армении не нашли достойную альтернативу и остались наедине с турецко-азербайджанским тандемом, который диктует правила игры и в любой момент может отказаться от достигнутых договоренностей. Подобное мнение выразил
Sputnik Армения бывший вице-спикер Нацсобрания, член исполнительного органа Республиканской партии (правящая партия до 2018 года) Эдуард Шармазанов.
Как известно, в эти дни в Баку проходит климатический саммит COP29, на который приглашена и Армения. МИД страны ранее связал участие с общей динамикой переговоров. Но к данному моменту решение поехать на COP29 не принято, а глава МИД Азербайджана назвал неучастие Еревана "упущенной возможностью".
В армянских СМИ ранее были публикации о том, что Ереван обуславливает свое участие в саммите освобождением армянских пленных из бакинских тюрем. Официальные лица это не подтверждали, однако на одном из брифингов спикер НС Ален Симонян заявлял, что если вопрос участия Армении будет увязан с возвращением пленных или каким-либо другим позитивным решением, то нужно присутствовать. Он также сообщал, что на октябрьском саммите БРИКС+ в Казани Пашинян и Алиев обсуждали вопрос пленных.
Шармазанов в этой связи пока считает преждевременным делать далеко идущие выводы. Учитывая, что саммит закончится только 22 ноября, теоретическая вероятность участия Армении все же сохраняется. Хотя вероятности того, что Ереван так и не примет в нем участия, больше. И поскольку армянская сторона изначально, как можно было понять, ставила условие возвращения хотя бы части пленных, можно сказать, что Азербайджан отклонил это условие.
По его словам, процесс урегулирования хоть и с трудом, но шел в рамках ноябрьского заявления 2020 года, подписанного с участием России. В нем был Нагорный Карабах в качестве отдельного субъекта, был Лачинский коридор, территория Армении не была оккупирована, проблемы делимитации и демаркации не существовало, Азербайджан не осмеливался не признавать территориальную целостность Армении. Но все изменилось в апреле 2022 года, когда Никол Пашинян, увидев временные трудности России в ходе СВО, отход российских войск из-под Киева и Чернигова, переметнулся на Брюссельскую площадку. Последствия такой переориентации всем хорошо известны, а Шарль Мишель прямо сейчас находится в Баку и участвует с Алиевым в климатическом саммите, напомнил наш собеседник.
Шармазанов убежден, что если бы Пашинян не ушел с российской площадки переговоров, то и Нагорный Карабах, и Лачинский коридор были бы сохранены. Вместо этого премьер назвал Россию и ОДКБ угрозой, отказался от помощи ОДКБ, от учений в рамках организации, а также пригласил европейских наблюдателей. К слову, судя по недавним утечкам из Баку, Азербайджан в процессе согласования мирного договора требует от Армении вывести
мониторинговую миссию ЕС с приграничья. И якобы это один из пунктов, по которому стороны не могут прийти к согласию. Политик не берется прогнозировать, покинут ли наблюдатели ЕС Армению, но такая вероятность есть, поскольку "мавр сделал свое дело, мавр может уйти".
Расчет армянского премьера строится на том, что Россия, дескать, рано или поздно уйдет из региона, а Турция с Азербайджаном никуда не денутся, и нужно с ними мириться. Но он не понимает, во-первых, что в пантюркистских планах Анкары нет и не будет места Армении как самостоятельного политического фактора. Во-вторых, Россия никуда не уйдет, она только за последние 2 века пять раз воевала с Турцией ради Кавказа, сотни тысяч русских солдат погибли в этих войнах. Всего этого не осознают власти Армении, сочинившие глупый тезис о том, что "ОДКБ уходит из региона". Никуда из региона не уходят ни ОДКБ, ни Россия. Более того, с избранием Трампа президентом США, Россия увеличит свои политические активы на Южном Кавказе. Политик уверен, что будущее Армении – в глубоком и тесном союзе с Россией.