ЕРЕВАН, 19 ноя - Sputnik. Отказ Еревана от сотрудничества с Россией в области атомной энергетики и закупок российского газа может заставить Армению повторить опыт Литвы, Латвии и Эстонии, которым пришлось расплачиваться за "энергонезависимость" резким спадом промышленности и существенным сокращением численности населения. Такое мнение выразил российский эксперт в области энергетики Борис Марцинкевич в программе "Энергетика с БЛМ" на канале "Sputnik на русском".
"Можно использовать "положительный опыт" Прибалтики, которая до 2021 года снизила зависимость от газа из России в два с лишним раза. Но для этого им потребовалось всего лишь... убить промышленность, потерять треть населения и лишиться транзита. Это "положительный опыт", который использует Евросоюз", – подчеркнул Марцинкевич.
Он также заметил, что энергоресурсы поставляют Армении только Россия и Иран. Отказ Еревана никак не повлияет на экономическое состояние России и Ирана, а вот Армении придется искать пути выхода из ситуации, поскольку "солнце, воздух и вода" не смогут полноценно заместить потерю более 400 мегаватт электроэнергии, особенно — зимой.
"Стран, поставляющих в Армению энергоресурсы, две, причем обе "исключительно симпатичны" Соединенным Штатам: это Россия и Иран. С 2009 года идет спокойная реализация проекта "Газ в обмен на электроэнергию". Кто здесь от кого зависит, сказать сложно. Ясно то, что Иран это переживет. Не хотелось ему строить электростанции на севере страны — ну, напряжется и построит, раз уж такое дело", — заметил эксперт.
Избавление от этой "зависимости", наряду с вышеизложенным, на взгляд Марцинкевича потребует от Армении следующих шагов.
Закупать газ в Азербайджане, но стороны не могут договориться. "В советские времена сеть газопроводов была построена именно так, чтобы не "таскать" сибирский газ, когда есть газ кавказский. Но "почему-то" последние 30 лет Армения не получает газ из Азербайджана", — отметил эксперт.
Заказать АЭС малой мощности у Westinghouse, но у компании нет ни одного лицензированного в США проекта такой станции — есть проекты, по которым масса вопросов, и когда это все утрясется, никому не известно. Второй момент — это то, как Westinghouse ведет себя с заказчиками. Марцинкевич привел негативный пример Болгарии, отказавшейся от сотрудничества с Росатомом. В итоге конкурс на строительство двух новых атомных энергоблоков выиграла компания Westinghouse, но, как оказалось, она лишь владеет технологиями, а о подрядчиках и финансировании должна позаботиться сама Болгария, которая до сих продолжает поиски и первого, и второго.
Также можно было бы развивать возобновляемую энергетику: ставить ветряные турбины или солнечные панели. Но они работают не круглый год.
Еще один вариант — установка малых ГЭС на горных реках. С малыми ГЭС может помочь венгерская компания Ganz EEM, но она на 100% принадлежит все тому же Росатому. Кроме того, это потребует очень серьёзных и долгих исследований.