Скандал в благородном семействе: потомки Ерванда Кочара 45 лет никак не поделят наследство

Сын художника Рубен Кочар сообщил об исчезновении из музея 7 работ художника стоимостью около $500 тыс. В самом музее, директором которого является внучка художника, эту информацию опровергают. Как далеко зашел семейный спор - в материале.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЕРЕВАН, 20 ноя - Sputnik. Страсти вокруг музея известного армянского художника и скульптора Ерванда Кочара не утихают уже несколько дней: оказывается, между потомками возник разлад. Младший сын художника подозревает, что работы его отца, которые он сам передал на хранение музею, куда-то исчезли.
Дочь старшего сына Кочара - Карине Кочар (директор музея) заверяет, что это дезинформация, у них не пропало ни одно произведение.
Ранее младший сын Ерванда Кочара, кинорежиссер Рубен Кочар, заявил, что семь работ, которые он подарил музею своего отца, общей стоимостью около $500 тыс, исчезли. У него также сомнения в подлинности произведений искусства, находящихся в государственной собственности в музее, а также подозрения в незаконных сделках. В связи с этим инцидентом в настоящее время Следственный комитет Армении возбудил уголовное дело.
Кинорежиссер Рубен Кочар на пресс-конференции по теме пропажи 7 работ Ерванда Кочара из музея (20 ноября 2024). Еревaн
Адвокат Тигран Атанесян на пресс-конференции заявил, что еще в 1984 году Рубен Кочар по соответствующему документу передал вновь открытому музею для временной экспозиции 21 работу отца - картины, статуи и графические работы.
"Недавно выяснилось, что одна из этих картин находится в музее Армянской апостольской церкви в Москве, в качестве подарка армянского благотворителя. Отмечу, что никто не имел права передавать одну из работ в подарок другому лицу или учреждению. В связи с инцидентом было возбуждено уголовное дело, но подвижек по нему нет уже 9 месяцев. Два дня назад мы подали заявление в Государственную контрольную службу, для проведения расследования", — сказал Атанесян.
Кинорежиссер Рубен Кочар и адвокат Тигран Атанесян на пресс-конференции по теме пропажи 7 работ Ерванда Кочара из музея (20 ноября 2024). Еревaн
Все работы Кочара-старшего в свое были унаследованы его вдовой Маник Мкртчян. Кочар-младший отметил, что основная часть произведений искусства, хранящихся в музее, является его собственностью, поскольку его мать перед смертью подарила их двум своим детям — Рубену и Айказу Кочарам.
"Когда приближалось 125-летие Ерванда Кочара, я спросил свою невестку Лалу Мартиросян (на тот момент была директором, а сейчас - хранитель, ред.), где находятся работы, которые я передал музею, на что она ответила, что через неделю мне об этом сообщат. Мне дали бумагу, в которой говорилось, что этих произведений в хранилище нет", — сказал Рубен Кочар.
Речь идет о следующих произведениях: "Портрет Ивана Читечяна" (1926 г.), "У окна" (1968 г., найден в Москве), "Трое в кафе" (1918 г.), "Человек в маске" (1926 г.), "Голова" (1933 г.), "Мужчина и женщина" (1930 г.), "Женщина, распустившая волосы" (1930 г.).
Сын художника заверяет, что печется о сохранности работ, чтобы наследие его отца не разбазарили, передав ценные экспонаты неким коллекционерам. Он признает, что дал согласие на продажу государству лишь одной работы - портрета своей бабушки, но о судьбе остальных ничего не знает.
Более того, Кочар считает, что знаменитый автопортрет его отца, выставленный в Национальной галерее Армении, может быть подделан. У него возникли такие подозрения, потому что он помнит рассказы отца об этой картине. В нижней части автопортрета была изображена дощечка с двумя отверстиями под гвозди, а сейчас этой детали на картине нет.
Во избежание необоснованных пересудов о том, что все это может быть обычной семейной склокой, Кочар заявил, что у них со старшим братом Айказом всегда были очень хорошие отношения, никогда не было разногласий, они всегда понимали друг друга.
Чтобы услышать второй мнение корреспондент Sputnik Армения связался с директором музея Карине Кочар, которая отметила, что в этой истории сыграл свою роль фактор обычной человеческой жадности, а все началось после смерти ее отца Айказа Кочара.
"До тех пор между двумя братьями не было никаких проблем с разделом наследства поровну, оба занимали равные позиции. После кончины брата он (Рубен Кочар - ред.) решил стать владельцем всех работ, переданных музею. Нет никаких нотариальных обоснований, подтверждающих, что эти работы полностью принадлежат дяде. Наоборот, есть документы, подтверждающие, что они обладали равными правами", - сказала директор музея.
Карине Кочар, директор музея Ерванда Кочара
По её словам, 7 работ, о которых говорит Рубен Кочар, находились в частной собственности и были зарегистрированы в журналах хранения временных экспонатов. В 1993 году они были возвращены отцу Карине, Айказу Кочару, на правах распоряжения ими.

"Недостаточно голословно заявлять, что работы принадлежат Рубену Кочару, никаких подтверждающих эти заявления документов нет. Картина в Москве (о которой на пресс-конференции говорил Рубен - ред) принадлежала двум братьям, но распоряжался ими Айказ Кочар. У нас есть удостоверяющий этот факт документ. Мой отец распорядился несколькими работами по своему усмотрению. А три работы — автопортрет бабушки и еще две скульптуры, которыми владел Рубен Кочар, приобрело государство и перечислило ему большую сумму", - отметила Карине Кочар.

Она заверила, что ничего не пропало, каждые 3 года проводились проверки не только музеем, но и другими организациями, и за эти годы ни один экспонат не исчез и не был украден. Следующая проверка планировалась в этом году, но в связи с юбилеем перенесена на 2025 год.
Директор музея намерена вместе с адвокатами доказать неправоту своего дяди по всем пунктам обвинения.
В Ереване установлено несколько скульптур Ерванда Кочара. Одним из символов армянской столицы является конная статуя Давида Сасунского работы Кочара, расположенная на привокзальной площади.