Женщины в мире "исчезают", зато в госруководстве Армении их все больше — в чем тут подвох?

В контексте назначения женщин на чисто "мужские" должности, глава МВД Арпине Саркисян в Армении никак не "первая ласточка", отмечает колумнист Sputnik Армения. Ведь даже в советские времена немало женщин занимало высшие государственные и партийные посты в Армении.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
И мир уже не тот, и женщины уже не те, что ждали мужей с охоты, подметали веником пол и рожали детей. Армения в этом отношении ни от кого не отстает, а некоторые страны даже обходит. О чем и разговор.
В рядах суровых на вид руководителей высшего звена Армении все чаще оказываются миловидные дамы разной степени профессионализма, но ведь и не все мужчины в правительстве Армении Сократы и Цицероны. Прилив женской (мягкой) силы многие оппоненты Никола Пашиняна объясняют стараниями его жены, помогающей мужу, когда создавать, а иной раз и корректировать состав правительственного кабинета, поддерживая его (кабинет) в нужной кондиции. Такое уже бывало, и не только в Армении.
Не все с женщинами так просто. По прогнозам ООН уже к 2050 году численность женского населения на планете сравняется с мужским, а дальше начнет превосходить. И ничего удивительного в том, что женщины то и дело оказываются у штурвала крупных компаний, а то и правительств, возглавляют общественные движения, эффективно занимаются партийной работой, иной раз высказываясь в том смысле, что настоящие мужчины нынче в дефиците. На что прилетает ответка: женщина может быть властной лишь постольку, поскольку ей позволяют быть таковой. Конечно, еще не факт, но для сильного пола звучит утешительно.
Вообще-то, еще задолго до того, как вознестись в руководящие сферы общества, многие армянские женщины в полный голос (в первозданно буквальном смысле) заявляли о себе на митинговых площадях Еревана, в демонстрациях и уличных, шествиях, заработав славу неудержимых "БТР-ок", после чего некоторые из них оказались "наверху": кто в парламенте, кто в других структурах власти, кто в партийном руководстве, а кто и в журналистике.
Вспомните и оцените, с каким натиском и страстью атакует "слабый пол" так называемый "сильный", загоняя микрофонами в угол отнюдь не самых робких армянских мужчин руководящего пула. Понятно, отважная журналистка это одно, а министр ВД, не сегодня-завтра в звании генерала, немного другое.
Трудно мужчине в сапогах брать под козырек даме на каблуках, но жизнь меняется, феминизация страны на марше (в Армении, увы, все более заметна феминизация бедности), и история с маршалом Жуковым сегодня вспоминается с улыбкой.
А маршалом было так. В октябре 1957 г. министр обороны СССР возвращался на родину после визита в Югославию и возле трапа самолёта узнал, что отправлен в отставку.
- А кто вместо меня? — спросил он встречающих.
- Маршал Малиновский.
- Хорошо, хоть не Фурцева (в то время министр культуры Советского Союза), — ответил Жуков.
Отойдем от времен, когда обязанностью женщины было ждать мужа с охоты, воспитывать детей и обустраивать нехитрый быт, вернемся к тому, что по времени ближе.
Из наблюдений специалистов. "Сокращение числа женщин угрожает выживанию страны, в которой мальчики традиционно считаются вкладом в будущее, а девочки потерей", считает индийский экономист и лауреат Нобелевской премии Амартия Сен в своем знаменитом эссе об "исчезающих женщинах" ("The New York Review of Books", 1990 год). Проблему он связывает с технологиями, сделавшими возможным пренатальный гендерный отбор и ссылается при этом на Китай и свою родную Индию.
Из неожиданного. К примеру, Сьюзан Мур из "The Guardian" в 2018 году выяснила, что город Гавар в Армении уступает только Китаю по количеству абортированных плодов женского пола. На каждые сто двадцать мальчиков здесь рождается сто девочек. Среди причин, которые к нему побуждают, - желание обеспечить продление рода и опору в старости. Девочки выходят замуж и покидают дом, мальчики – инвестиция в будущее, отмечает автор статьи.
"Наибольшее давление на женщин с требованием иметь сыновей исходит от свекровей", - считает Сьюзан Мур.
В силу очевидной сдачи позиций со стороны свекровей замечание гостьи из Англии явно устарело. Кроме того, уже в конце семидесятых прошлого века в том же Гаваре, а также в Гюмри, где крутых парней было не счесть, главными должностными лицами были Дора Арутюнян и Донара Арутюнян, ее однофамилица. Таким образом, в контексте назначения женщин на чисто "мужские" должности, глава МВД Арпине Саркисян в Армении никак не "первая ласточка".
Картина на сегодня. Количество абортов с целью отбора по признаку пола устойчиво возрастает на Кавказе и в Азии. Армения – на третьем месте в мире после Китая и Азербайджана, говорят социологи.
Обычно "сыноцентризм" характерен для стран, где главными наследниками и будущими кормильцами родителей считаются сыновья, а дочери после вступления в брак отделяются и несут обязательства перед родителями мужа. Предпочтение сыновей часто встречается в Восточной, Южной, Юго-Восточной Азии, Центральной Азии, на Ближнем Востоке, отмечает Лора Рам из парижского Центра народонаселения и развития,.
Об армянках, которые ходили по морям и океанам, или Как не стать умной обезьяной
Армянам лучше не торопиться причислять себя к европейцам в этом смысле. Предпочтение сына, возможно, эвфемизм, но это неизбежно. Если у людей мало детей, они хотят, чтобы это были мальчики, объяснил мне ветеран труда Манвел Григорян, отец четырех сыновей. Развивая тему, суровый ветеран попутно осудил вошедшее в моду присутствие отцов при родах.
"Рождение ребенка из области таинств и чудес переносится в плоскость гинекологических процедур, и что же в этом хорошего?", — заметил Григорян.
Возвращаясь к назначению женщин силовиками. Повторим, мир стремительно меняется. Переживший американскую атаку на Хиросиму и не так давно скончавшийся в возрасте девяноста трех лет японец Цутому Ямагути, умирая, предложил рецепт мира в ядерном веке. "Единственные, кому должно быть позволено управлять ядерными странами — это кормящие матери".
Задуматься стоит.