ЕРЕВАН, 25 ноября – Sputnik. Пассажиры авиакомпании LOT Polish Airlines из разных стран сообщают о случаях повреждения багажа, кражи вещей и нарушений правил перевозки. За последние три недели количество жалоб резко возросло, а все инциденты объединяет одно: транзит через Варшаву.
Одна из пострадавших, Нане Айрапетян, рассказала, что прилетела в Ереван рейсом Лос-Анджелес–Варшава–Ереван 18 ноября. Получив чемодан, она обнаружила, что он вскрыт. Нане заполнила декларацию в отделе '"Լost and found', указав пропажу парфюмов, помады и крема.
"Позже дома обнаружила, что исчезли еще три флакона духов, но в аэропорту не заметила этого из-за усталости. Ущерб составил около 400 евро," — рассказала Нане.
Ева Товмасян, прилетевшая в Ереван 8 ноября, также столкнулась с проблемой. Ее ручную кладь предложили сдать бесплатно, но в Ереване она обнаружила, что часть вещей пропала.
"Я взяла с собой теплую одежду и средства гигиены, а сумку сдала. Получив багаж в Ереване, сразу заметила, что вещи в чемодане перевернуты. Отделение сумки, которое было закрыто на молнию, оказалось вскрытым. Проверив коробку с украшениями, я обнаружила, что пропали кольцо и цепочка," — рассказала она.
Ева также обратилась в полицию аэропорта, где установили, что с багажом в Ереване посторонних манипуляций не было. Ева также подала жалобу на официальном сайте LOT, однако авиакомпания ответила, что не несет ответственности за украшения в багаже, ссылаясь на внутренние правила.
Ева провела анализ международных правовых норм и обнаружила акты, которые имеют приоритет над внутренними правилами авиакомпании, возлагая на перевозчика ответственность за сохранность багажа. С соответствующими возражениями она обратилась в LOT и ожидает официального ответа.
Кроме того, девушка поделилась своей историей в социальных сетях и туристических сообществах, вызвав волну откликов от пассажиров с аналогичными жалобами. Среди пострадавших — более 20 человек, которые столкнулись с повреждением багажа или кражей вещей на рейсах LOT. Теперь Ева намерена объединить усилия с другими жертвами произвола, чтобы добиваться справедливости. Она уже готовит обращение в Комитет гражданской авиации Армении с просьбой потребовать объяснений от авиакомпании.
"Мы ожидаем, что Комитет гражданской авиации потребует объяснений от LOT. Я готова использовать все законные методы, вплоть до подачи жалобы в польскую полицию и судебного разбирательства," — заявила она.
Правозащитник и основатель платформы Passenger.am Ванер Арутюнян подтвердил, что от граждан Армении уже поступило множество жалоб.
"Пассажир заключает договор с авиакомпанией, и она несет ответственность за доставку багажа до получателя. Даже если проблема возникает на этапе обработки в аэропорту, перевозчик остается ответственным. Это предусмотрено Монреальской конвенцией и подтверждено международной судебной практикой," — пояснил он.
Арутюнян также подчеркнул, что в ряде стран при большом количестве жалоб к авиакомпаниям применяются санкции. В Армении, однако, подобных механизмов пока нет.
"Мы не стремимся к тому, чтобы авиакомпании покидали наш рынок. Они нам необходимы. Но защита прав пассажиров должна быть в приоритете," — добавил он.
Специалисты платформы в настоящее время работают с пострадавшими, собирая необходимые данные и доказательства. На первом этапе запрос будет направлен в LOT для урегулирования в досудебном порядке, однако не исключено, что дело может дойти до суда.
Арутюнян отметил, что подобные проблемы с LOT возникают не впервые. После пандемии авиакомпания получила значительную финансовую поддержку от польского правительства, однако случаи с повреждением и пропажей багажа продолжаются.
"Ответственность за эти инциденты находится в юрисдикции Польши. Европейский суд в таких ситуациях обязывал государства компенсировать ущерб, если местные органы власти не обеспечивали соблюдения закона," — подчеркнул он.
В армянском представительстве LOT сообщили, что жалобы пассажиров перенаправляются в головной офис авиакомпании. Несмотря на это, число жалоб продолжает расти: с каждым рейсом появляются новые случаи.