Выходить из ОДКБ не спешат, так как Запад не дает гарантий: эксперт о политике Еревана

"Обидевшись" на Россию и ОДКБ, военно-политическое руководство Армении лишило себя доступа к столь ценному боевому опыту, получаемому в зоне СВО.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЕРЕВАН, 6 дек — Sputnik. Власти Армении продолжают политику маневрирования в вопросах отношений с ОДКБ, несмотря на жесткую риторику и демонстрацию нежелания вернуться к полноценному сотрудничеству с организацией. Подобное мнение выразил Sputnik Армения политолог, эксперт в области безопасности Давид Арутюнов. Так он прокомментировал очередную порцию нападок премьера Никола Пашиняна на организацию и, опосредованно, на Россию, а также обвинения в "предательстве союзников".
Пашинян в ходе правительственного часа в парламенте заявил, в частности, что возвращение Армении в ОДКБ становится все труднее, если не сказать невозможным. По его словам, Ереван уже считает себя вне ОДКБ, поэтому не участвует в принятии решений и документов в рамках организации.
Однако бросается в глаза то, что объявляя о "заморозке" членства в организации и говоря о пройденной "точке невозврата", Ереван не спешит формализовать этот выход, т.е. покинуть организацию де-юре.
Арутюнов во всей этой истории просматривает несколько факторов. Во-первых, он считает, что несмотря на всю браваду, власти Армении вполне допускают в дальнейшем смену внешнеполитической парадигмы, в том числе восстановление отношений с ОДКБ. В первую очередь — потому, что Запад до сих пор не дал железных гарантий и альтернативного "зонтика безопасности", несмотря на активные контакты, визиты чиновников разных рангов и клятвы в дружбе и братстве.

"У армянской стороны нет уверенности, что, отказавшись от ОДКБ, она получит какие-то адекватные альтернативные решения в вопросах безопасности. И на Западе уже несколько раз давали понять, что в той мере, в которой Ереван готов сотрудничать в вопросах безопасности, они не готовы по объективным и субъективным причинам", — отметил наш собеседник.

Во-вторых, военно-техническое сотрудничество с Москвой продолжается, и, даже если считать, что в будущем крупномасштабных сделок не ожидается (что отнюдь не факт), то львиную долю вооружений в арсенале армянской армии по-прежнему составляют образцы российского производства. И соответственно эти образцы нужно обслуживать, ремонтировать, модернизировать и т.д. В этом смысле контакты с РФ в любом случае будут продолжены, и именно поэтому Ереван не готов сжигать мосты.
Что касается мотивов бурных нападок на организацию, то Арутюнов связывает это в первую очередь со стремлением угодить Западу. Как отмечалось выше, ни США, ни ЕС не готовы давать четких гарантий безопасности, но, возможно, в Ереване все еще надеются на изменение ситуации. В критике в адрес ОДКБ есть и внутриполитический фактор, учитывая определенные настроения в армянском обществе по части отношения к организации. И Пашинян в чем-то даже эксплуатирует эти настроения с целью заработать дополнительные политические очки.
Поведение армянского руководства Арутюнов считает частью стратегии, базирующейся на том, чтобы сохранять экономические и отчасти политические связи с Россией, активизировать торговлю, но в вопросах безопасности предпочтение отдать Западу. У военно-политического руководства страны есть убеждение в том, что западная модель безопасности и военного строительства более эффективна. Насколько подобное убеждение обосновано, эксперт не берется судить, но обращает внимание на то обстоятельство, что, по крайней мере, минимизация военного сотрудничества с ОДКБ и Россией лишает Армению доступа к бесценному боевому опыту, приобретаемому российской армией в зоне СВО.

"Армянская сторона постоянно акцентирует внимание на поставках техники, но мне кажется боевой опыт не менее важен и интересен. И такое впечатление, будто опыт боевых действий на Украине проходит мимо Армении. Разумеется, контактов с Киевом в сфере безопасности нет, а с Москвой военное сотрудничество сведено к минимуму", — говорит Арутюнов.

Напомним, в Москве и самой ОДКБ неоднократно заявляли, что двери организации остаются открытыми для Армении, и в структуре по-прежнему считают Ереван своим союзником.