ЕАБР оптимистичен по поводу будущего экономики Армении, власти же более сдержанны: эксперт

Евразийский банк развития опубликовал макроэкономический прогноз на 2025–2027 гг., согласно которому экономика Армении с 2025 года постепенно вернётся к привычным для неё темпам роста. Аналитики прогнозируют стадию стабильности экономики Армении, спада не ожидается.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Прогноз ЕАБР и связанные с ним риски прокомментировал Sputnik Армения преподаватель Российско-Армянского университета, начальник Управления макроэкономической политики министерства финансов РА Гарик Петросян.
— В госбюджет Армении на 2025 год заложен прогноз экономического роста в 5,1%, тогда как прогноз экспертов ЕАБР более оптимистичен — 5,5%. На чем основан этот прогноз и насколько он реалистичен, особенно учитывая, что армянские экономисты ставят под сомнение даже прогноз по бюджету?
— На данном этапе мы наблюдаем замедление темпов экономического роста. То есть в предыдущие годы у нас был достаточно высокий экономический рост, который сейчас замедляется, так как факторы, обеспечивающие этот рост, постепенно теряют силу.
Это было учтено как в прогнозе ЕАБР, так и в показателях, заложенных в основу госбюджета со стороны правительства Армении. Соответственно, можно сказать, что подходы тут созвучны: в обоих случаях речь идёт о замедлении роста до уровня роста, основанного на внутреннем потенциале экономики.
Разница в 0,4% может быть связана с расхождением в экспертных оценках, но вряд ли за этим стоят значимые факторы.
— Тем не менее, эксперты ЕАБР, кажется, более оптимистичны.
— Да, и это нормально, поскольку Минфин должен быть более сдержанным в своих прогнозах, так как на их основе формируется расходная часть бюджета, и все риски должны быть учтены.
— В более долгосрочной перспективе — на 2026 и 2027 годы — ЕАБР прогнозирует экономический рост на уровне 5,3% и 5,0% соответственно, объясняя это тем, что основными факторами роста экономики останутся формальный рост обрабатывающей промышленности, а также рост в секторах услуг и строительства.
Однако армянские экономисты, напротив, указывают на то, что рост обрабатывающей промышленности основан на реэкспорте золота и драгоценных камней, следовательно, учитывая их зависимость от внешних факторов, они рискованны. Рискованным считается также и строительный сектор.
— По оценкам Центрального банка, министерства финансов и различных экспертов, потенциал экономического роста Армении за последние годы несколько увеличился: с прежних 4,5% он поднялся до диапазона 5–5,5%.
Это связано, главным образом, с притоком рабочей силы и капитала в страну, что привело к росту числа занятых на рынке труда. Также это связано с увеличением государственных капитальных расходов, которые способствуют росту потенциала.
Конечно, в этих факторах также присутствуют риски, которые, если они проявятся, могут изменить долгосрочные оценки. Однако на данный момент прогнозы показывают, что в среднесрочной перспективе экономический рост стабилизируется на уровне около 5%.
Что касается отраслей, способствующих росту, то да, здесь действительно много неопределённости. В частности, по линии обрабатывающей промышленности, как вы правильно отметили, в этом году рост был в основном обусловлен развитием ювелирного сектора.
В среднесрочной перспективе здесь, вероятно, можно будет увидеть некую стабилизацию объёмов, а в долгосрочной перспективе — замедление роста. Однако в промышленном секторе наблюдаются и другие тенденции, такие как рост в горнодобывающей промышленности. Некоторые месторождения начали разрабатываться, а в следующем году, например, ожидается запуск Амулсара, что может повысить темпы роста в промышленности.
Что касается строительства, то я согласен, что, с прекращением программы возврата подоходного налога для погашения процентов по ипотечному кредиту, произойдет некоторое замедление темпов роста. Но я также думаю, что этот фактор принимался во внимание при составлении бюджета. По крайней мере, в последние годы у нас был рост в строительной сфере на 13–18%, а в последующие годы также прогнозируется рост, хотя и сравнительно небольшой: по прогнозам правительства, в следующем году он составит 6%.
По части услуг также наблюдается некоторое замедление, но оно сохранится на уровне роста ВВП, то есть прогнозируется рост услуг примерно на 5%.
— Эксперты ЕАБР также прогнозируют незначительное снижение курса драма, обосновывая это значительным снижением ставки рефинансирования со стороны ЦБ и, как следствие, ожидаемым снижением ставок на финансовом рынке.
В этой связи ЕАБР также прогнозирует рост объёмов импорта и приток финансов, в том числе благодаря туризму.
Учитывая опыт 2022–2024 годов и то обстоятельство, что основным "поставщиком" как туристических потоков, так и денежных переводов в Армению является Россия, можем ли мы предположить, что специалисты ЕАБР таким образом прогнозируют определенные благоприятные факторы, связанные с РФ?
— Думаю, что прогнозы ЕАБР основаны на данных международных структур о российской экономике. На 2025 год для России прогнозируется стабилизация экономического роста на уровне 1,5–1,8%, а на 2026–2027 годы — низкий рост; следовательно, ожидать большого экономического роста и значительных потоков из России не стоит.
Если к концу этого года мы уже замечаем определённое ослабление курса драма, которое вызвано не только потоками внутри Армении, но и событиями в странах региона, то в последующие годы, если не будет других потрясений, курс драма будет демонстрировать очень медленную тенденцию к ослаблению, а уровни курса валют значительно не изменятся.
На данный момент нет рисков, вызывающих шоковые колебания. Если даже будут наблюдаться какие-либо тенденции, то они будут представлять собой медленные изменения в определённом направлении, вероятно, в сторону обесценивания.
— Прогнозируя риски, ЕАБР отмечает возможные сценарии ухудшения региональной и геополитической ситуации. Помимо глобальных процессов, нет ли в экономике Армении внутренних рисков?
— Конечно, существуют и другие риски. В сценарии, заложенном в основу государственного бюджета, учитываются риски в нескольких направлениях. Помимо региональных, это также внутренние риски, связанные с нестабильной ситуацией, которые могут привести к отклонениям от прогнозируемых показателей, в частности, в отношении экономического роста, инфляции и развития секторов экономики.
В основном они могут быть связаны с изменениями потоков населения и капитала. Например, если начнется отток капитала, население начнёт покидать страну и так далее.
Другой риск — возможная нестабильность на международных финансовых рынках, которая отчасти также упоминается в рамках рисков, предусмотренных прогнозом ЕАБР. Но в результате этого могут произойти негативные изменения финансовых условий, что отрицательно скажется на экономике Армении и показателях бюджета.
Ещё один риск связан с недовыполнением капитальных расходов государственного бюджета, что может негативно повлиять на экономический рост, если они будут выполнены значительно ниже ожидаемого уровня.
В связи с этим хочу отметить, что, хотя в последние годы проблема недовыполнения действительно существует, планируемые объёмы также ежегодно увеличиваются. Что касается фактически выполненных капитальных расходов, например, за январь–октябрь этого года, то мы имеем рост на 29,5% по сравнению с прошлым годом.
То есть недовыполнение всё ещё существует, но объёмы реализованных расходов на 29,5% выше, чем в прошлом году. Ситуация была аналогичной и в прошлом году, когда капитальные расходы оказались на 27% выше, чем годом ранее, и так далее.
И, наконец, рискованно также недовыполнение показателя налогов к ВВП, заложенного в бюджет в административных и законодательных целях.
Однако все эти риски, которые я упомянул, а также риски, представленные ЕАБР, количественно оценены и присутствуют в бюджетных документах; следовательно, предусмотрены и определённые механизмы для управления ими.