"Ресурсный класс" для реальной интеграции детей с отклонениями — пилотный проект в Армении

Специалисты делают все возможное, чтобы дети с интеллектуальными, умственными и коммуникативными нарушениями проводили хотя бы по 1–2 урока в общем классе, а в ресурсный класс приходили либо до, либо после этих занятий.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
С этого учебного года в трех школах Армении реализуется экспериментальная программа "Ресурсный класс". Цель - включить в образовательный процесс детей, нуждающихся в поддержке третьей и четвертой степени педагогико-психологической службы. В центре внимания программы находятся дети с интеллектуальными, умственными и коммуникативными нарушениями.
Программа реализуется Республиканским педагогико-психологическим центром. Директор центра Лилит Мнацаканян отмечает, что после 2014 года, когда было принято решение о всеобъемлющем инклюзивном образовании, в этой сфере произошли многочисленные реформы – как на законодательном уровне, так и в плане практической реализации инклюзивного образования. Однако это не означает, что все проблемы уже решены.
"Здесь у нас есть большой прогресс: сегодня в 1401 образовательном учреждении республики учатся около 8754 детей с особыми образовательными потребностями, которые также получают педагогико-психологическую поддержку. Из них 2300 нуждаются в поддержке третьей и четвертой степени, то есть это дети с более сложными и серьезными проблемами. Когда мы провели исследование, выяснилось, что инклюзивное образование было успешным для детей, которым необходима поддержка первой и второй степени, но в случае третьей и четвертой степени возникают проблемы с вовлечением в образовательный процесс по ряду причин", - сказала директор центра.
Например, дети могут быть на занятиях 1–2 урока, затем родители забирают их домой, или они недостаточно вовлечены в образовательный процесс и так далее. Был изучен мировой опыт, и принято решение адаптировать его к местным условиям. Для программы выбрали девиз: "Каждый учащийся одинаково важен".

Как проходят занятия

Ресурсный класс действует непосредственно в школе. Составляется график, определяющий, какие уроки ребенок будет посещать вместе с одноклассниками в общем классе (например, армянский язык, математика), а на остальные занятия его сопровождают в ресурсный класс. Таким образом, эти два подхода совмещаются, и школьник с интеллектуальными, умственными и коммуникативными нарушениями не отрывается от основного образовательного процесса и не изолируется от сверстников.
В ресурсный класс набирают до шести детей. Обязательно присутствуют три специалиста - два специальных педагога и один ассистент. Особое внимание уделяется структуре помещений: классы разделены на три зоны — учебную, сенсорную и зону отдыха.

"Мы пытаемся с помощью программы перевести ребенка в класс и обеспечить настоящую интегрированность. Вместе с учителем обсуждаются цели занятий, ребенку объясняют, что ему нужно делать. В этом направлении мы уже добились значительного прогресса, хотя программа действует всего несколько месяцев. Например, ребята начали приходить в школу утром и оставаться до конца занятий. Дети уже знают свое расписание", - отмечает директор.

Говоря о различных опасениях родителей, например о том, что учителя могут направить ребенка в ресурсный класс даже при малейших трудностях, Мнацаканян отметила, что они уже продумали эти риски, впрочем, такой вариант невозможен. Ребенок направляется в ресурсный класс только после тщательного изучения и оценки со стороны специалистов. Специалист составляет заключение и предложение, а окончательное решение принимает сам родитель – переводить ребенка в ресурсный класс или нет.
"Это пилотная программа, и, конечно, мы не утверждаем, что она идеальна. Уже сейчас мы знаем, что в некоторых моментах будут изменения. По завершении программы будет проведена оценка, затем последуют консультации, а при необходимости – корректировки", - говорит Мнацаканян.

Как проект реализуется на практике

В настоящее время экспериментальная программа ресурсных классов реализуется в школах №20 имени Джона Киракосяна, №100 имени Давида Сарапяна в Ереване и №15 имени Ваана Теряна в Гюмри.
Одна из родительниц призналась, что впала в панику, когда впервыеуслышала о программе. У ее сына задержка речевого развития и аутизм.
"Так как он должен был пойти в первый класс, я очень боялась, не знала, что будет. К тому же он активный ребенок, и я думала, что мой сын будет мешать другим детям. Мы решили участвовать в этой пилотной программе, и это стало для нас большим достижением. В двух уроках он участвует в классе. С удовольствием приходит, научился порядку: сам меняет обувь, надевает тапочки, а туфли складывает в коробку. Раньше он не проявлял самостоятельности", - рассказала мама первоклассника.
Она надеется, что программа продолжится, и они смогут воспользоваться ею и в следующем учебном году.
В школе №20 специальный педагог Шушаник Думикян сначала показывает нам расписание уроков, которое дети заполняют самостоятельно.
"Наша цель – не отстранять детей от уроков, а подготовить их к присутствию и участию на занятиях. Мы постепенно увеличиваем время пребывания детей на уроках, поскольку они обретают усидчивость, учатся понимать, что от них требуется, а также лучше представлять свои знания учителю. Например, один из наших детей не говорит, и мы предоставляем ему возможность передавать свои мысли альтернативными методами", - отметила Шушаник.

Как составляется расписание занятий для каждого ребенка

Для участия в совместных уроках в общем классе предметы выбирают, основываясь на предпочтениях ребенка - какие школьные дисциплины ему больше всего нравятся. Однако акцент делается на армянском языке и математике.
"Здесь наши занятия отличаются от школьных и по продолжительности. Мы также проводим кулинарные уроки: например, можем вместе приготовить фреш, но при этом учим новые слова и математику. Когда ребенок нарезает фрукты, мы спрашиваем: сколько получилось кусочков? Или просим его отдать два кусочка однокласснику", - поясняет Шушаник.
Часто они "путешествуют" (так называется урок – альтернатива школьной экскурсии). Скажем, дети "идут" в магазин и "делают" покупки. Ребенку дают деньги, предлагают их пересчитать и совершить покупку, обучая его самостоятельности и одновременно передавая разные знания и навыки.
"Одной из наших главных задач является социализация, и именно с этой целью мы стараемся вводить детей в разные среды", - отметила педагог.
Она подчеркнула - бывает, что ребенок с самого утра приходит к ним, не желая идти в общий класс. Однако специалисты работают с ним, готовят его к тому, чтобы он хотя бы один урок провел в общем классе.
Специальный педагог Шушаник Думикян уверяет, что их главная цель — добиться полноценной интеграции детей с интеллектуальными, умственными и коммуникативными нарушениями, чтобы они как можно меньше нуждались в отдельном ресурсном классе.
"Вышло по-другому": родители детей с аутизмом о странных инициативах Минобрауки