Чтобы стать классиком фотографии надо суметь выжить, прожить долгую жизнь и сберечь свой архив: эти слова очень подходят к Юсуфу Каршу. Славу ему принес самый сложный и неблагодарный жанр – портрет, и запечатлеть себя у Карша удалось далеко не всем мировым знаменитостям. 23 декабря 1908 года родился легендарный фотограф.
Посланием мастера фотографии Юсуфа Карша будущим продолжателям его дела стали такие слова: "Я неизменно стремился достичь совершенства, прекрасно зная, что оно недостижимо. Но сам этот процесс доставлял мне огромное удовольствие. Он позволял мне, несмотря на годы, оставаться в душе молодым искателем приключений, всегда осознающим, что подлинный объектив камеры – это твои сердце и ум".
Классика портретной фотографии формирует образ запечатленной на снимке личности, которую иначе и вообразить уже невозможно. Вот Черчилля, пожалуй, представляют именно таким разъяренным, а Че Гевару – так, как он изображается на бесчисленных молодежных майках по всему миру. И далеко не все знают, что авторство этих и массы других знаменитых портретов принадлежит фотопортретисту Юсуфу (Овсепу) Каршу.
"Великие люди часто бывают одинокими. Но это чувство одиночества – часть их способности творить свой характер, подобно тому, как фотография создается в темноте", – говорил Юсуф Карш и выстраивал подход к образам так, чтобы передать характер, стержень человека. Это нелегкое занятие, здесь от художника требуется твердость духа и воли, тонкое понимание человеческой психологии, порой даже наглость, в хорошем, впрочем, смысле этого слова.
Но это все было потом, в Канаде. А в проклятом 1915 их каким-то образом не тронули, но через семь лет 14-летний Юсуф был вынужден с семьей бежать из родного Мардина на юго-востоке того, что осталось от османского ада, в Сирию, благо граница была рядом. Сестра Юсуфа умерла от голода, но в Сирии они прижились удачно – уже через пару лет родители смогли скопить достаточно денег, чтобы отправить сына в канадский Шербрук, где у его дяди Джорджа Нагаша была собственная фотомастерская.
Портрет родителей фотографa Юсуфa Каршa
Дядя Джордж быстро распознал в племяннике не только трудолюбие и обязательность – Юсуф здорово ему помогал в студийной рутине – но и явно проглядываемый талант. Именно поэтому он не стал раздумывать, когда подвернулся случай отправить Юсуфа на учебу в Бостон, в профессиональную студию портретной фотосъемки. Проучился там Юсуф немало, целых четыре года, а потом вернулся в Канаду, устроившись в Оттаве фотографом в студии. Скоро он эту студию возглавил сам.
В 1936 году состоялась первая выставка работ Карша, и сам премьер-министр Канады Кинг был ею вдохновлен, предложив Юсуфу постоянные заказы по фотосессиям высокопоставленных зарубежных гостей правительства. В мрачном 1941 году он делает портрет прибывшего с визитом Уинстона Черчилля — портрет, прославивший фотографа и навеки определивший образ харизматичного политика.
Вообще, Карш в портретах стремился превратить лицо человека в легенду, и это ему отлично удавалось. Он никогда не использовал, например, изгибов драпировки в качестве декораций или каких-нибудь кокетливых пестрых задников для создания фона. Фон он создавал игрой гениально установленного света, определяя оптимальное его соотношение с одеждой снимаемого. Вот и в портретах Бернарда Шоу и Черчилля Карш создал глубину пространства световыми эффектами, и это впечатление только усиливается удачно найденным поворотом головы, движением рук, одеждой и другими деталями. Техника Карша создавала и то, чего не было в характере объекта. Его портретный стиль, которым он снимал, скажем, финансовых воротил, воплощался в драматические фотографии, на которых беспощадно проступало внешнее, идущее только от количества денег, могущество без сопутствующей ему внутренней силы.
Но – о Черчилле, ведь история эта хоть и широко известна, напомнить ее все же стоит. Так вот, английский премьер выступил с речью в канадской Палате общин и вместе с оттавским коллегой следовал в кабинет последнего. Здесь его ждал сюрприз, о котором хозяин кабинета знал заранее. Карш уже расставил осветительные приборы, две камеры и ждал Черчилля. Сэр Уинстон этого совсем не ожидал и весьма удивился. Высокопарные извинения Карша смягчили англичанина и он, проворчав что-то вроде: "Могли бы и предупредить", милостиво согласился фотографироваться, закурив свою любимую сигару.
Каршу пришлось немало попотеть, пытаясь сначала уговорить Черчилля встать там, куда был направлен свет, а затем корректировать позу. Сигара мешала невероятно, Карш даже приволок пепельницу и поставил ее рядом с Черчиллем, но тот был невозмутим, на намек внимания не обратил, и знай себе сигару эту жевал. Отчаявшись, Карш совершил непредставимый еще полминуты назад поступок: он просто отобрал у Черчилля сигару и отложил ее в пепельницу.
Портрет бывшего премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля фотографa Юсуфa Каршa
Черчилль от такой неслыханной наглости начал багроветь, лицо изменилось, постепенно принимая разъяренное выражение – и тут Карш, поймав единственный момент, сделал снимок, признанный впоследствии гениальным. К чести сэра Уинстона надо сказать, что злость его быстро прошла, и он даже хмыкнул, позволив Каршу сделать еще пару фото, не ставших, впрочем, столь знаменитыми, как самая первая, сверхнаглостью рожденная.
"Ты, пожалуй, даже разъяренного льва заставишь замереть перед камерой", – сказал Черчилль, пожимая Каршу руку. Кстати, фотография эта очень понравилась самому герою.
Принципов божьих нам не понять – вот почему именно этот армянский мальчик, родом из армянского захолустья Османской империи, стал одним из величайших фотографов планеты? Скорее всего, все проще, чем можно себе представить: гений оживает в том, кто способен его проявить.
В 1967 году Юсуфу Каршу был присвоен Орден Канады и звание Офицера этого ордена. А International Who"s Who, книга со списками известных личностей, издающаяся с 1935 года, в 2000 году подсчитала, что из сотни самых влиятельных персон планеты в ХХ веке Карш сфотографировал 51.
За всю жизнь Юсуф Карш опубликовал полтора десятка альбомов с фотопортретами. К каждому из них дано краткое описание фотосессии. Из списка моделей Карша особенно выделяются портреты Мухаммеда Али, Фиделя Кастро, Че Гевары, Эйнштейна, Эйзенхауэра, принцессы Елизаветы, Роберта Фроста, Кларка Гейбла, Хемингуэя, Одри Хепберн, Папы Иоанна Павла II, Джона и Жаклин Кеннеди, Пикассо, Бернарда Шоу, Яна Сибелиуса, Энди Уорхола. Да и другие портреты – они если и не стали легендарными, то, как минимум, являются образцом мастерского фотографического портрета.
Фотография королевы Великобритании Елизаветы 2-ой сделанная Юсуфом Каршем в 1943 г.
CC BY-SA 3.0 / Yousuf Karash / Elizabeth II of UK 1947
Знаменитый маршал Монтгомери как-то сказал, что многие знаменитости и государственные деятели всемирного масштаба мечтали быть "скаршографированными", вот только чести этой удостоились далеко не все.
"Снимая портреты, я имел возможность знакомиться и встречаться со многими выдающимися современниками и, надеюсь, мне удавалось, глядя на них в объектив, хоть ненадолго, хоть краем глаза проникнуть к ним в душу", – сказал уже постаревший художник. Юсуф Карш закрыл студию в самом начале 1990-ых, уйдя на покой, а скончался в возрасте 93 лет, в 2002 году, в Бостоне.