ЕРЕВАН, 24 дек — Sputnik. Заявление премьер-министра Армении Никола Пашиняна о том, что с 1994 года переговоры с Баку якобы велись лишь по вопросу "возращения" Нагорного Карабаха в состав Азербайджана, готовит "почву" для роспуска Минской группы ОБСЕ. Такое мнение в программе Sputnik Армения "Абовян time" выразил политолог Григор Баласанян.
Ранее премьер Пашинян написал на своей странице в соцсети, что с 1994 года, после заключения соглашения о прекращении огня, переговорный процесс проходил лишь вокруг "возвращения" Нагорного Карабаха в состав Азербайджана. По заявлению армянского премьера, переговоры не имели какого-либо другого содержания, а все остальные процессы использовались лишь во внутриполитических целях.
"Уверен на 95%, что этими заявлениями Никол Пашинян начинает подготовку к расформированию Минской группы. Это также сигнал президенту Ильхаму Алиеву, что Армения готова удовлетворить его очередное требование", — подчеркнул наш собеседник.
По его словам, подготовка к ликвидации Минской группы будет идти под аккомпанемент разговоров о том, что "где была Минская группа ОБСЕ, когда Арцах оказался в блокаде?", "где она была, когда более 100 тысяч армян было выселено из Карабаха?", "поскольку Минская группа нас не защитила, у нас остался единственный выход", "зачем нам вообще Минская группа?".
Эксперт замечает, что вопрос Нагорного Карабаха — чувствительная проблема, которую не следовало бы излишне упрощать, как это пытается сделать глава армянского кабмина. В частности, на переговорах, наравне с территориальной целостностью Азербайджана, также обсуждалось право карабахского народа на самоопределение, причем, при условии неприменения силы.
"Вопрос Арцаха я бы не стал рассматривать на столь примитивном уровне — "Арцах хотели вернуть Азербайджану". Если было решено "вернуть" Нагорный Карабах в состав Азербайджана, то в таком случае возникает вопрос, какова была цель Первой войны? Режим прекращения огня в 1994 году был введен по просьбе Баку. Азербайджан что, сказал "давайте прекратим огонь, чтобы вы вернули мне Карабах"? Это алогично. Для чего же в 1997 году была создана Минская группа ОБСЕ, а в 1999-м — институт сопредседателей?", — отмечает политолог.
По его наблюдениям, международное сообщество не стало вмешиваться, когда Азербайджан развязал 44-дневную войну, в нарушение принципа неприменения силы, однако, то же самое международное сообщество в свое время "загнало в угол" президента Азербайджана Ильхама Алиева, осенью 2016 года признавшегося, что за закрытыми дверями на него оказывается давление с целью принудить на признание независимости Нагорного Карабаха. "Так что же могло произойти за 3-4 года", — задается он вопросом. Эксперт выразил сожаление, что об этом никто не говорит, хотя таки вопросы должны широко обсуждаться, в том числе и в экспертном сообществе.
На взгляд Баласаняна, у Карабахского конфликта, по сути, не было очевидного решения. Армения и Арцах отказывались брать за основу лишь территориальную целостность Азербайджана, а Азербайджан не соглашался признавать право карабахцев на самоопределение. И позиция сопредседателей Минской группы ОБСЕ заключалась в долгосрочной заморозке конфликта.
"Вообще в мире есть неразрешимые конфликты, и Арцахский — один из таких. И их решение как раз в их неразрешенности. То есть им позволяют "тлеть" лет 50, пока не сменится поколение, изменится международная обстановка, ситуация в регионе и т.д. Создался тупик, решение которого состояло в его нерешенности. Как в свое время говорил экс-президент Армении, наша защита в нашей беззащитности", — считает политолог.
Говоря о ситуации, в которой оказалась Армения на данный момент, он выразил мнение, что армянское государство лишено маневра и должна выбрать лишь один-единственный внешнеполитический курс. Если в свое время малые страны, такие, как Армения, могли дружить то с тем, то с другим, то теперь вопрос поставлен ребром — ты или с ними, или с нами — миропорядок изменился и иного не дано, полагает Баласанян.
При этом, "с нами", с точки зрения Запада — это с турецко-азербайджанским тандемом, с перспективой стать турецкий вилайетом. Ведь турецкий лидер Реджеп Эрдоган и не скрывает, что поставил перед собой задачу восстановить Османскую империю.
"Утром Эрдоган говорит: "мы признаем территориальную целостность Сирии", а вечером заявляет: "Алеппо, Идлиб, Дамаск должны стать турецкими провинциями". Уверен, что скоро он то же самое скажет и об Армении. Это все будет происходить под "соусом" нормализации отношений и с благословения Запада", — заключил Баласанян.
Он также добавил, что доза "опиума", которым одурманили армянский народ, будет расти, на фоне очевидных неудач Запада на Украине. И на Южном Кавказе Запад не остановится ни перед чем, чтобы вытеснить Россию из региона — любой ценой, вплоть до принесения в жертву Армении. В случае развития такого сценария, Армения станет страной, площадью не более 10 тысяч кв. км, причем, под турецким протекторатом. Турция заинтересована в том, чтобы Армения максимально "ужалась", поскольку при ограниченной территории практически невозможно национальное пробуждение.
Как мы уже сообщали, представители экс-президентов Армении ответили на заявление премьера Никола Пашиняна о том, что переговоры по карабахскому урегулированию с самого начала якобы касались передачи НК в состав Азербайджана. Они назвали слова армянского премьера "абсолютной ложью".