ЕРЕВАН, 28 мая - Sputnik, Арам Гарегинян. Непонятно, почему Центробанк Армении не принял на хранение крупную сумму, похищенную из Следственного комитета. Об этом заявил в беседе со Sputnik Армения бывший прокурор Еревана, адвокат Раффи Асланян, комментируя кражу более чем полумиллиона долларов из здания Следственного комитета.
Председатель СК Артур Погосян в интервью Общественному телевидению Армении 26 мая заявил, что для хранения этих и других ценных вещественных доказательств (денег и драгоценностей) Следственный комитет письменно обращался в Центробанк, но там ответили, что с 31 декабря 2024 года не принимают изъятые в качестве вещественных доказательств ценности на хранение. "Мы начали предпринимать меры для хранения этих денег, после чего и произошел указанный случай", — заявил Погосян.
"Думаю, они попытались передать деньги на хранение в ЦБ, чтобы исключить подмену купюр. Но, получается, ЦБ не принял эти деньги", — отметил Асланян.
По словам Асланяна, такой подход Центробанка непонятен, так как в Армении не принималось законодательных изменений, запрещающих ему брать сторонние средства на хранение.
По его словам, возможно, получив отказ от ЦБ, Следственный комитет решил не обращаться к коммерческим банкам, которые могли затребовать плату за хранение. Деньги можно было бы отправить на депозитный счет прокуратуры, однако при хранении в коммерческих банках или на депозитных счетах купюры могут заменяться, что не всегда желательно для следствия, поскольку в ряде случаев может потребоваться осмотр купюр или проведение других следственных действий с ними.
Напомним, на днях Антикоррупционный комитет раскрыл похищение из здания Следственного комитета $590 тысяч, признанных вещественным доказательством. По предварительной версии, организатором кражи стал сотрудник СК — и. о. начальника 5-го управления по борьбе с экономическими преступлениями и контрабандой Гор Тадевосян, а исполнителем — Эдгар Григорян.
Выяснилось, что Григорян входил в здание СК дважды, изменив свою внешность и воспользовавшись фальшивым пропуском, который ему выдал Тадевосян. От него же Григорян получил ключи от сейфа. Похитив сумму, он разделил ее на части и передал разным лицам, чтобы запутать следы. Григоряна обнаружили 3 дня спустя. Оба подельника дали признательные показания. При обысках было обнаружено $578,8 из украденных $590 тысяч, предпринимаются меры для обнаружения остальных $11,2 тыс.
После этого инцидента в обществе активизировались обсуждения о сформировавшейся в правоохранительных органах атмосфере и моральном облике их сотрудников.
Асланян отмечает, что подобные хищения совершались и ранее: из зданий следственных органов и судов похищали не только деньги, но и наркотики — в основном это делали сотрудники данных учреждений. Например, в 2019 году в рамках дела о гражданах Италии было украдено около 20 тысяч евро.
Что касается моральной атмосферы, то, добавил Асланян, она действительно находится не на лучшем уровне из-за "политизированности и культа личности". Поэтому на службу принимаются некомпетентные кадры (исключение составляет лишь Антикоррупционный комитет, добавил он). Впрочем, по его словам, сказанное нельзя распространять на всех следователей, среди которых есть немало профессионалов.