Профессор Керян: "Сомнения насчет продолжения евроинтеграции Армении вполне обоснованны"
"Стоит ли делать ставку на Евросоюз, если европейские инвестиции в экономику нашего экзистенциального соперника — Азербайджана — растут, а у нас "в загашнике", как принято говорить, пусто?" — задается вопросом политолог.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенАрмения по здравому размышлению выбрала членство в ЕАЭС
Активное сотрудничество Армении с европейскими структурами началось еще в начале 1990-х, после провозглашения независимости и обретения суверенитета. Но было время, когда Россия и объединенный Запад не рассматривали друг друга в качестве соперников на мировой арене. Не было украинского кризиса, а было стремление к сотрудничеству, напоминает в беседе со
Sputnik Армения политолог, заведующий кафедрой политических институтов и процессов факультета международных отношений Ереванского государственного университета, профессор Гарик Керян.
"Россия тогда была полноправным членом большой восьмерки. Даже были эпизоды, когда она заявляла о своем намерении войти в Североатлантический альянс. И в этих условиях стремление Армении к сотрудничеству с европейскими структурами выглядело, в принципе, вполне логично. Но все резко изменилось, когда начался этап противостояния России с Западом за влияние на постсоветском пространстве".
Запад начал применять технологию так называемых ''цветных революций'', конечная цель которой — развал Российской Федерации — уже весьма четко просматривалась на горизонте. Противостояние России с Евросоюзом и Соединенными Штатами начало резко обостряться и усиливаться. Понятно, что на этом фоне начали возникать вполне обоснованные сомнения: стоит ли продолжать эти интеграционные процессы в Армении?
"Следует признать одно: порядка двадцати лет Армения пыталась маневрировать, лавировать между Западом и Россией. Но в решающий момент, в 2015 году, когда пришлось уже решать окончательно, руководство Армении по здравому размышлению выбрало все-таки не договор об ассоциации с Евросоюзом, а вхождение в Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС)", — продолжает профессор Керян.
"Страусиная политика" нынешнего армянского руководства
Сейчас, когда противостояние между Россией и Западом стало предельно острым — вплоть до конкретного вооруженного столкновения на украинском плацдарме, эдакой "опосредованной войны", которую Запад ведет за счет чужой живой силы, — нынешнее руководство Армении начало частично замораживать свое членство в некоторых русскоцентричных структурах. В качестве примера могу привести ту же ОДКБ, говорит профессор ЕГУ.
"Правда, аналогичная заморозка в отношении самого ЕАЭС точно может привести к потере армянской государственности. Руководство это осознает, равно как и то, что не сможет обойтись без этой структуры в целом ряде сфер: в той же энергетике, в торгово-экономической, технологической и прочих. И именно поэтому в этом плане ведет, если можно так выразиться, "страусиную" политику, одновременно делая вид, что все-таки стремится к евроинтеграции", — говорит собеседник Sputnik Армения.
Как утверждает политолог, провозглашаемые процессы евроинтеграции совсем вне логики еще и потому, что у Армении с Евросоюзом нет общей границы. Наш процесс интеграции был бы понятен, если, скажем, Турция или Грузия были членами Евросоюза. Но давайте посмотрим: Турция совершенно безнадёжна — 30 лет ведутся нелепые переговоры на эту тему, но она ни на шаг не приблизилась к членству.
Что касается Грузии, то около недели назад Европарламент обнародовал очень жёсткий доклад, в котором говорится, что эта страна настолько отдалилась от ЕС, что её членство в нём уже не рассматривается. У Азербайджана никогда не было стратегического документа по интеграции. Иран сам по себе антизападное государство. "Во всей этой ситуации только Армения — остров, который должен вступить в Евросоюз. Это опять же совершенно нелогично", — подчеркивает эксперт.
Единственное, на что способен ЕС, — прислать группы наблюдателей с биноклями
Ну и еще одно интересное, видимо, решающее обстоятельство приводит Керян: "Из основополагающих документов Евросоюза за последние 5-6 лет вообще исчезло понятие о территориальном расширении. Вопросы о членстве в ЕС рассматриваются исключительно в отношении ряда балканских стран. Таким образом ЕС замкнет, если можно так выразиться, свой континентальный периметр — и все. Сейчас Евросоюз вообще ни о чем ином и не помышляет.
"Бурное расширение территории в период с 2000 по 2013 год за счет восточноевропейских стран создало для Евросоюза серьезные проблемы из-за несоответствия их экономических показателей с показателями традиционно развитых стран Центральной Европы", — замечает политолог.
Логично ли в подобной ситуации решение Армении провести референдум о евроинтеграции, задается он риторическим вопросом.
"Насколько соответствует нынешней реальной ситуации то, что сейчас Армения принимает закон о евроинтеграции и входит в весьма опасные военно-политические игры, которые с точки зрения политологии чреваты "украинизацией" — в ходу сейчас и такой термин. Укладывается ли всё это в рамки здравого смысла в условиях, когда в плане региональной безопасности мы оказались перед весьма реальными экзистенциальными угрозами, исходящими от тех же Азербайджана и Турции?" — отмечает профессор.
По его мнению, в подобной сложной и взрывоопасной ситуации не стоит делать ставку на Евросоюз и связанные с ним структуры, которые кроме "группы с биноклями" ни на какие реальные действия в регионе не способны. И это при том, что европейские инвестиции в экономику нашего экзистенциального соперника – Азербайджана – растут, а у нас "в загашнике", как принято говорить, пусто.
Отметим, что на пресс-конференции 16 июля Пашинян заявил, что через 20 лет видит Армению в составе Евросоюза. Он признался, что на соответствующий вопрос руководства ЕС во время последних встреч ответил так: "Да, Армения хочет стать членом Евросоюза".
В России при этом неоднократно предупреждали, что Армения не сможет быть одновременно членом Евросоюза и ЕАЭС. Москва рассчитывает, что в Ереване понимают ситуацию и должным образом ее оценивают.