ЕРЕВАН, 31 июл –Sputnik. Правительство Армении на заседании в четверг утвердило стратегию по развитию экспорта.
Как сообщил министр экономики Геворк Папоян, документ имеет межведомственный характер и предполагает участие не только Минэкономики, но и других структур — в том числе министерства образования (для подготовки кадров в сфере производства и продаж), Мининфраструктур (для развития логистики), МИД (в части переговоров о международных правовых режимах перевозок) и других ведомств.
По словам министра, несмотря на рост объемов экспорта в последние годы, его структура не отражает реального потенциала экономики страны, поскольку значительная часть — это реэкспорт товаров в третьи страны. В стратегии предусмотрены меры по диверсификации экспортных рынков.
В результате реализации программы планируется увеличить объем экспорта на 70% — до $16,9 млрд в год. Из этой суммы $10,3 млрд должно приходиться на услуги (в том числе IT и облачные вычисления), $6,6 млрд — на товары.
Общий бюджет стратегии составит 98 млрд драмов (более $250 млн), причем основное финансирование запланировано на 2027–2029 годы. До этого планируется работа по совершенствованию нормативной базы. Отдельное внимание будет уделено созданию системы контроля качества.
Папоян сообщил, что с 13 августа в Армении начнет работу лаборатория изотопного анализа вина и коньяка, которая позволит определить, изготовлен ли алкоголь из виноградного сырья. На первом этапе мощности будут ограничены — 3–4 образца в день, но это станет шагом к независимому контролю. В дальнейшем лабораторию планируют сертифицировать по международным стандартам.
Министр подчеркнул, что без таких механизмов возникают риски для репутации продукции. Несмотря на это, иностранные проверки показывают, что более 95% экспортируемого армянского коньяка соответствует требованиям по составу.
Вице-премьер Мгер Григорян, ведущий заседание, обратил внимание на случаи, когда за рубежом продаются товары под брендом "Армения", не имеющие отношения к стране. Он поручил усилить контроль за качеством и происхождением продукции.