"Махровый цвет" сербской цветной революции, но со своей спецификой
Нынешний этап эскалации на сербской внутриполитической арене нельзя рассматривать в отрыве от глобальных геополитических процессов. Ведь по мнению руководства Евросоюза именно Сербия и является тем самым слабым звеном в цепи противостояния волевым решениям еврочиновников, которая сейчас формируется внутри европейского альянса. А на фоне переговорного процесса между Россией и США это тем более опасно для Брюсселя.
В Сербии технология цветных революций расцветает махровым цветом уже давно. Стратегия борьбы против национальных лидеров, ориентированных на Россию, четко разработана на протяжение нескольких десятков лет.
Основная ударная сила – молодежь, а в более-менее развитых странах – студенчество, что и видим сейчас на сербском внутриполитическом плацдарме невооруженным глазом. Но, как и везде, есть в Сербии и свои особенности.
Специфика сербской "цветной революции" состоит в том, что особо острых русофобских настроений не чувствуется, а формулировки, которые используют протестующие, в этом плане гораздо мягче. Нынешний этап (14 августа) так и вовсе характерен тем, что студенческая масса разбавлена людьми старшего поколения. С ними западные НПО особо и не работали, поскольку до нынешней критической геополитической ситуации в этом не было необходимости.
Конструктивизм в отношениях России с США опасен для Брюсселя
Работа, видимо, началась с недавнего времени. Как раз с того момента, когда вдруг оказалось, что на украинском плацдарме гибридную войну с Россией ЕС проигрывает и есть вероятность, что Москва с Вашингтоном договорятся. Случится это, конечно же, не за один раз, не на саммите на Аляске. Но вероятность того, что в Анкоридже могут быть нащупаны какие-то точки соприкосновения, пугает еврочиновников до дрожи в коленях.
Безусловно, этим и обусловлена активность инфраструктур Альянса именно в тех "слабых точках", через которые в какой-то момент может "прорваться" позиция западных сторонников идеи, что "с Россией следует договариваться, а не воевать". Точки эти известны – Венгрия, Словакия. Для Европы существует опасность, что на предстоящих парламентских выборах тот же вектор выберет Чехия, где, не исключено, одержит победу антиукраински настроенный бывший премьер Бабиш…
Если к этому добавить недавнее заявление главы венгерского МИД Сийярто о том, что лидеры ЕС намерены сместить руководство Венгрии, Словакии и Сербии, то складываются весь пазл. На фоне опасности возникновения конструктивизма между Россией и США еврочиновники решили сыграть на опережение. И нынешнюю внутриполитическую эскалацию в Сербии сам Сийярто в первую очередь объясняет именно этим.
Западные СМИ плавно обходят главную причину сербской эскалации
Как бы то ни было, если по фактам, то следует понимать одно. После большой протестной волны в конце прошлого–начале нынешнего года ситуация в Сербии была более-менее стабильной, спокойной. Напомню: тогда протесты вспыхнули после трагедии в городе Нови-Сад, где 1 ноября 2024 года обрушился бетонный навес над ж/д вокзалом, похоронив под собой шестнадцать человек. После январской отставки премьера и мэра Нови-Сада ситуация, вроде бы, "устаканилась".
И с новой силой протестное движение активизировалось именно сейчас, в преддверии высокого саммита на Аляске. Всю Сербию лихорадит вот уже третий день. Только в Белграде ранены 26 полицейских, по всей стране их – 42 человека. И на фоне этого до сих пор задержаны лишь 37 протестующих. А ведь уже утром 15 августа сам президент Вучич заявил, что зачинщики пытались сжечь заживо 300 человек в штабе правящей Сербской Прогрессивной партии.
В западном масс-медийном и экспертном сообществах стараются особо не задаваться вопросом, чем же обусловлена нынешняя волна насилия более чем в 30 сербских городах. Тему плавно, гладко обходят, делая акценты на коррупционной составляющей и так далее – типичная тактика цветных революций, которые имеют привычку вспыхивать "неожиданно" именно в тех точках, которые нужны западным технологам.
Вучичу трудно – время лавирования между интересами сверхдержав прошло
И можно с немалой степенью уверенности сказать, что ситуация в Сербии будет зависеть от того, к чему придут в итоге Москва и Вашингтон. Если саммит на Аляске – это начало долгого и мучительного пути к миру на украинском плацдарме, то эскалация в Сербии будет идти по нарастающей. На тех же американцев европейцы будут пытаться давить подобными геополитическими эскападами по всему периметру восточной границы ЕС.
В этом случае очень скоро нам придется вспомнить и данные, недавно озвученные российской Службой Внешней Разведки (СВР). Напомню: касались они того, что "гинеколог всея Европы" Урсула фон дер Ляйен внимательно изучает сценарии по "смене режима в Венгрии". Можно не сомневаться, что в недрах Брюсселя созревает некий подобный расклад и относительно Словакии, где премьер Фицо также позиционирует себя в качестве независимого игрока.
Ну, а что касается Сербии, то она в этой цепи "независимых и самостоятельных от Брюсселя" действительно может оказаться самым слабым звеном. Ведь складывающаяся ныне глобальная геополитическая ситуация оставляет слишком мало места для маневра таким странам. В прежние годы тот же Вучич пользовался возможностью лавировать между интересами сверхдержав, чьи интересы столкнулись на Балканах. Сейчас это время прошло…