ЕРЕВАН, 27 авг — Sputnik. Армения сможет заработать максимум $80-100 млн на разблокировке коммуникаций с Азербайджаном и Турцией, если будет получать выгоду "по полной". Но это в том случае, если общий товарооборот будет на уровне 15 млн тонн в год, как об этом заявляют в Баку и Анкаре, а в распоряжении Армении будут рычаги контроля над дорогой через Сюник. В интервью Sputnik Армения такое мнение высказал экономист Айк Фарманян.
Он также добавил, что это намного меньше, чем утверждают власти Армении, и ни о каких многомиллиардных инвестициях не может быть и речи.
Несколько дней назад в Турции с большой помпой прошла церемония закладки железнодорожной линии Карс — Игдир — Аралик — Дилуджу. Президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что проект имеет стратегическое значение для Южного Кавказа и станет "проектом мира" для региона. По его словам, с реализацией всех элементов проекта экономическое сотрудничество между Турцией, Азербайджаном и Арменией приобретет новое измерение.
Наш собеседник серьезно сомневается не только в использовании Арменией железной дороги, строительство которой начато турецкой стороной, но и в перспективах строительства какой-либо новой железной дороги на армянской территории.
Что касается перспектив железной дороги из Армении в Россию по территории Азербайджана, то здесь, прежде всего, следует рассмотреть структуру импортируемых товаров. В основном это пшеница, энергоносители, металлоконструкции, стройматериалы — то есть составные части тяжелой промышленности, в себестоимости которых транспортные расходы составляют всего 15%. И при транспортировке по ж/д через Азербайджан себестоимость (по сравнению с дорогой через Грузию — ред.) снизится на 10% от этих 15%. По оценке эксперта, это ничтожно малые цифры для того, чтобы бизнес ощутил преимущества от этой логистики.
"То же самое касается и железной дороги через Азербайджан в Россию, от которой, как утверждают власти, Армения получит выгоду. Прежде всего мы должны спросить себя: что мы производим, что экспортируем, какие продукты можно будет импортировать таким образом, и в чем заключаются наши практические преимущества", – отмечает экономист.
К железной дороге, строящейся на территории Турции, по его оценке, Армения вообще не будет иметь никакого отношения. Что же касается железной дороги, которая будет проложена через территорию Азербайджана в Россию, то практического значения для Армении она не будет иметь. Соответственно, экономист называет обманом утверждения о том, что это создаст новые экономические возможности для Армении.
По словам Фарманяна, то же самое относится и к транзитной дороге, которая будет проходить через Сюник, так называемому "Маршруту Трампа". В этом случае все будет зависеть от его статуса, который пока остается крайне неопределенным, а озвученные заявления пока что противоречивы.
"Практические выгоды, как правило, возникают от эксплуатации инфраструктуры, дорожных налогов, транзитных сборов, но при одном условии — наличии контроля. Если же Армения не будет участвовать во всем этом, будет лишена каких-либо рычагов контроля, то говорить о преимуществах бессмысленно", – считает собеседник Sputnik Армения.
Что касается "открытия дорог", "разблокирование коммуникаций", то, на взгляд Фарманяна, под красочной оберткой в данном случае Турция и Азербайджан реализуют свои глобальные цели.
"Армения ничего не выигрывает от открытия железнодорожной линии Карс — Игдир — Аралик — Дилудж. Турция и Азербайджан обеспечивают связь друг с другом, реализуют свою вековую мечту. Более того, не имея контроля над дорогой, проходящей через её территорию, Армения оказывается в гораздо более опасной ситуации — под серьёзной угрозой блокады", — отмечает Фарманян.
Кроме того, за 30 лет наши логистические схемы изменились, и армянские бизнесмены уже давно экспортируют местные товары автомобильным транспортом, говорит экономист.
Лидеры Армении и Азербайджана – Никол Пашинян и Ильхам Алиев – подписали 8 августа в Вашингтоне совместную декларацию, которую также закрепил своей подписью в качестве свидетеля президент США Дональд Трамп. Согласно декларации, Армения предоставит США на 99 лет эксклюзивные права на развитие "Маршрута Трампа ради международного мира и процветания" (TRIPP) — дороги (которая будет действовать по армянскому законодательству) между Нахиджеваном и "материковым" Азербайджаном через Сюникскую область. Американская сторона планирует передать землю в субаренду консорциуму, ответственному за инфраструктуру и управление. Главы МИД двух стран также подписали совместное обращение о закрытии Минской группы ОБСЕ и связанных с ней структур. Позже МИД Армении и Азербайджана опубликовали текст будущего мирного соглашения.