США распишутся в неумении разрешить кризис: эксперт - о "дороге Трампа"
Скорее всего, из идеи президента США касательно “дороги Трампа” ничего путного не получится, но есть риск, что регион снова "загорится", считает гость проекта Армана Ванескегяна “На самом деле”, эксперт по внешней политике США Малек Дудаков.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенОчевидным приоритетом для администрации Трампа является всё, что касается внутренней ситуации в США. В новой национальной оборонной стратегии этой страны на 2026 год будут серьезные изменения. Внимание американцев будет сконцентрировано на внутренних проблемах и задачах "ближнего зарубежья". И то, что США вдруг решили заняться Южным Кавказом, который никогда не был приоритетом, звучит откровенным диссонансом,
говорит российский американист, политолог Малек Дудаков.
С другой стороны, утверждает он, США продолжают оставаться державой, у которой есть интересы во всех регионах мира. Множество лоббистов, действующих на американской арене, просто не дадут забыть о союзниках: о Европе и Украине, Ближнем Востоке и Израиле, Турции и о том же Южном Кавказе. Так что всеми этими кризисами Трампу в любом случае заниматься придется.
Что же касается конкретно Южного Кавказа в глобальной геополитической стратегии США и американской администрации, то тут вопрос особый. Основой вмешательства Трампа в дела этого региона является медийная составляющая, уверен эксперт. И доказательство тому – недавно заключенная в Вашингтоне сделка относительно так называемой "дороги Трампа", которую сейчас многие упоминают и комментируют.
Это откровенная попытка американского президента продемонстрировать миру, как ему удалось сделать то, чего не могли добиться другие за многие десятилетия. Показать, как он, Трамп, всего лишь за 5 минут, одним "щелчком пальцев" может завершить серьезный, затяжной геополитический конфликт. А ему и на самом деле кажется, что он нащупал некую оригинальную стратегию, которая может сработать применительно к любому конфликту, говорит Дудаков.
Проект "дорога Трампа" — откровенно близорукая, но медийная попытка
Причем методичка у Трампа такова: давайте пообещаем всем враждующим странам — в данном случае речь об Армении и Азербайджане — американские инвестиции. Заходят на спорную территорию американские ЧВК в качестве неких гарантов безопасности — и все, наступает мир и стабильность. Причем эта методичка, по мнению президента США, применима во всех конфликтах, начиная от конфликтов Конго — Руанда, Сербия — Косово и т.д., говорит политолог.
"Даже на украинском треке хотел применить, "подогнать" урегулирование под эту свою стратегию, хотя это однозначно близорукий подход. Ведь очевидно, что никаких американских инвестиций не будет. А что касается конкретно Южного Кавказа, то через определенное время регион вновь загорится — года через три, уже после Трампа. А тот пока набирает очки в свою копилку для получения Нобелевской премии мира", — уверен Малек Дудаков.
В общем, на южно-кавказском треке Трампу было нужно представить сообществу определенную картинку, ну а Пашинян с Алиевым ему в этом подыграли. К тому же нельзя сбрасывать со счетов то, что все-таки должны были остаться в нынешней администрации какие-никакие специалисты по региону. Они-то и могли команде Трампа подсказать, что по региону существовали и старые американские проекты — тот же план Гоббла, например.
А еще следует учитывать, когда был подписан в Вашингтоне меморандум по так называемой "дороге Трампа". Случилось это сразу после того, как США ввязались в 12-дневную войну с Ираном, разбомбили его ядерные объекты. Вот тогда-то и могла зародиться идея, как бы добавить иранскому руководству головной боли с так называемым Сюникским коридором, говорит политолог-американист.
Все больше скепсиса как в американском, так и в российском экспертном сообществах
И это все происходит в условиях, когда само американское экспертное сообщество весьма критично настроено в отношении как идей с "дорогой Трампа", так и посредничества между Арменией и Азербайджаном, утверждает Дудаков. Поэтому какого-то ажиотажа, лавины публикаций касательно того, как будут США эксплуатировать эту логистическую ветвь, какую будут извлекать из нее прибыль, в американском масс-медийном пространстве не наблюдается.
Ведь если следовать здравой логике, то для глобальной логистики так называемый Сюникский коридор является отнюдь не самым лакомым куском. Одним из многих, может быть, альтернативным — не исключено. Но вряд ли таким уж привлекательным. Вот если бы американцам удалось поменять в Иране режим на более лояльный, тогда вполне могло бы и получиться, говорит американист. Но в политике оперируют лишь свершившимися фактами.
"Что же касается России, то там к проекту "дорога Трампа" отношение, мягко говоря, двоякое. Со стороны российского экспертного сообщества больше критики раздается, ну и скепсиса. Другое дело, что государственная линия сейчас такова: русские хотят американцам показать, на что они способны. Тем более что сейчас с американцами идет сразу множество переговорных треков по различным вопросам", — говорит Дудаков.
Понятно, что среди этих треков проблема так называемого Зангезурского коридора отнюдь не самая топовая. Видимо, в Москве понимают, что из идеи Трампа ничего путного не выйдет, поэтому особо на ней и не фиксируются. Если США хоть что-то на этом треке удастся, то без России в любом случае не обойтись, уверен американист. Ну а если не получится, то американцы попросту распишутся в своем неумении разрешить подобный кризис.