Проект "дороги Трампа" полностью изолирует Армению, и проект этот отнюдь не нов. Вся политика наших двух соседей за последние сто с лишним лет была направлена именно на это – максимальную изоляцию Армении, говорит в эфире радио Sputnik Армения гость авторской программы Армана Ванескегяна "На самом деле", политолог, кавказовед Карен Игитян.
Ожидать, что Турция откроет границу только потому, что нынешние власти Армении отказались от Карабаха, не приходится. Турки не пойдут на этот шаг в том формате, который позволил бы Армении развиваться,
уверен политолог, кавказовед Карен Игитян.
"Вся политика наших соседей за последние сто с лишним лет была направлена именно на максимальную изоляцию Армении, и турки от этого не откажутся", — говорит наш собеседник.
Утверждение армянских властей о том, что открытие границы с Турцией лишь вопрос времени, после того как решатся все противоречия с Азербайджаном, не выдерживает никакой критики, уверен эксперт. Да и вообще следует понимать, что закрытая граница — это инструмент давления на Армению, и от этого инструмента турецкая дипломатия вряд ли откажется. Как минимум в ближайшей перспективе.
Многим кажется, что если армяно-турецкая граница откроется, это даст Армении серьезные экономические дивиденды: блокады не будет, перемещай свои товары куда хочешь — хоть в Россию, хоть в Европу. Однако на деле все обстоит не так просто. За примером далеко ходить не надо — соседняя Грузия. Там граница открыта давно, а вот ВВП страны на душу населения все эти десятилетия от Армении не отличался, они примерно равны, утверждает Игитян.
Что касается так называемого "Зангезурского коридора" или "дороги Трампа", то и там все обстоит не так уж хорошо.
"Мы видим, как настроены наши соседи. Армянская сторона действующую дорогу контролировать не будет, утверждают они. По их проекту груз будет перемещаться из России через Азербайджан в Нахиджеван, а оттуда направляться в Иран. А Армения из логической цепочки попросту выпадает", — говорит Игитян.
Надеяться же на то, что можно воспользоваться определенными разногласиями, возникшими между Анкарой и Баку, тоже не приходится. В большой политике между союзниками возможны разные подходы. Вспомним хотя бы конфликт интересов между этими двумя странами в 2009-2010 годах, когда подписывались приснопамятные Цюрихские протоколы. Обострение во взаимоотношениях было, но на отношение к Армении оно не повлияло, напоминает политолог.
А если копнуть поглубже, то можно понять, что Турции ослабление Ирана было очень даже на руку, в первую очередь из-за наличия сирийского кейса. Ведь Анкара поступила очень хитро, воспользовавшись этапом межвластия в США, когда там выбирали президента. Ведь у американцев не было в планах, чтобы турки взяли под контроль всю Сирию. Но Эрдоган сумел подмять под себя почти весь плацдарм, пояснил политолог.