Армения, Турция и путь к примирению: интервью патриарха Константинополя Саака Машаляна

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Армянская община Стамбула — особая часть армянского народа, сумевшая после Геноцида армян выстроить жизнь в турецком обществе. Сегодня многие ее представители выступают за нормализацию отношений между двумя странами и открытие границ.
Об этом, а также о положении Армянской Апостольской Церкви в Армении и вызовах для общины в современной Турции в интервью Sputnik Армения рассказал Патриарх ААЦ в Константинополе, архиепископ Саак Машалян.
Как вы оцениваете процесс урегулирования отношений между Арменией и Турцией?
— Армяне Турции всегда поддерживали нормализацию армяно-турецких отношений. Это естественно: ведь мы, стамбульские армяне, занимаем особое место в армянском мире — мы не из Арцаха, не из Армении и не из диаспоры. Мы — те, кто после Геноцида остался в Турции, сохранил общину, язык, национальные структуры, храмы и сумел найти общий язык с окружающим обществом.
Мы понимаем, что прошлое невозможно забыть, но и жить только им нельзя. История должна быть уроком, а не препятствием. Сегодняшние армяне и турки — уже не те, что сто лет назад. Благодаря этому осознанию мы сумели сохранить свою жизнь здесь.
Если говорить о нормализации, нужно учитывать контекст вековой вражды. Уже сам факт диалога о мире, открытии дорог, границ и возобновлении дипломатических отношений — большой шаг. Реалии изменились, и это открывает возможности для более тесных отношений.
Конечно, хотелось бы, чтобы процесс шел быстрее, но история государств и народов измеряется тысячелетиями. Одно очевидно — альтернативы миру нет. От дружбы выигрывают обе стороны, а ущерб от вражды также бывает взаимным.
— Есть ли готовность к примирению со стороны Турции?
— В турецком обществе такая готовность прослеживается. Растет интерес к книгам на турецком языке об Армянском вопросе, усиливается надежда на открытие дорог и восстановление связей. За последние 30 лет как минимум 200 тысяч армян приезжали по делам или в качестве туристов в Турцию, знакомясь с турками и убеждаясь, что с ними можно выстраивать отношения.
Местное правительство также проявляет определенную гибкость. К армянам из Армении здесь не относятся враждебно только потому, что они армяне. Постепенно турки лучше начинают понимать, кто такие армяне, а армяне — кто такие турки.
В Армении слово "турок" может прозвучать как оскорбление, а в Турции во время ссоры один человек может обидеть другого, назвав его "эрмени" (армянин). Пожилые давно привыкли к этому, но для молодых людей подобное особенно болезненно.
Чтобы искоренить такие стереотипы, нужно прожить десятилетия в атмосфере добрососедства и доверия. Это долгий путь, ведь веками идентичность обоих народов формировалась на вражде. Со временем процесс примирения должен выйти за рамки дипломатии и перейти на уровень гражданского общества, в сферу образования. Идеи дружбы и взаимопонимания необходимо формировать еще со школьной скамьи.
— Как вы оцениваете происходящее вокруг Армянской Апостольской Церкви и Эчмиадзина?
— После 44-дневной войны Армения переживает сложный политический период. Удар был настолько сильным, что он потряс все сферы жизни — государственные структуры, церковь, образование, партии и СМИ.
Это можно сравнить с сосудом, в который помещены сто черных и красных муравьев: пока они спокойны, все живут мирно, но стоит встряхнуть сосуд — и начинается хаос.
Так и в Армении: власть и оппозиция враждуют, не задумываясь о том, кто в действительности нанес удар, видя проблему только друг в друге. В этом контексте можно рассматривать и конфликт между правительством и Эчмиадзином. На мой взгляд, существует проблема неурегулированных прав. Возможно, в Конституции должно быть более четкое разграничение полномочий церкви и государства.
Мы молимся о скором разрешении этих вопросов. Ведь у нас есть только две святыни — Церковь и Армения. Для любого армянина больно наблюдать за происходящим. Исцеление придет тогда, когда обе стороны ясно определят свои роли.
— Какую роль сегодня играет Армянская Апостольская Церковь в жизни общины?
— В диаспоре церковь всегда была сердцем армянства. Как в утробе матери первым формируется сердце ребенка, так и в общине центром становится церковь, вокруг которой возникают гимназии, хоры и другие национальные структуры.
Константинопольская патриархия существует с 1461 года, со времен султана Мехмеда II. На протяжении веков патриархи были не только духовными, но и национальными лидерами. До сих пор Армянская Апостольская Церковь остается основой всех наших учреждений.
Этнические меньшинства в любой стране сталкиваются с трудностями. Но в Турции серьезных проблем по религиозному признаку у нас нет, церкви открыты. Стамбул — единственный город в мире, где действует около 50 армянских храмов: 33 апостольских, 12 католических и 4 евангельских.
Главный вызов сегодня — содержание 17 школ и обучение трех тысяч учеников. Мы сталкиваемся с финансовыми трудностями, а также с тем, что армяне рассредоточены, и объединить их усилия непросто. Но нерешаемых задач нет: община остается крепкой и по-прежнему является одним из важнейших центров армянской диаспоры.
— Какова численность армянской общины в Турции, и как она меняется?
— Сегодня в Турции проживает около 40–50 тысяч армян. К сожалению, численность общины сокращается: на одного новорожденного приходится трое умерших. Если тенденция сохранится, к 2050 году армян станет как минимум на 10 тысяч меньше.
Когда-то в стране действовало около 50 армянских школ, сейчас их осталось 17, и даже они с трудом набирают учеников.
Также сказывается общая миграционная тенденция: в поисках лучшей жизни на фоне экономического кризиса и безработицы из страны уезжают не только армяне, но и турки. Согласно опросам, 74% турецкой молодежи не видят будущего на родине, при этом для армянской молодежи ситуация еще сложнее.
В 2000-х годах в Турции проживало около 30 тысяч выходцев из Армении, однако после пандемии и войны в Арцахе большинство из них вернулось на родину. Сейчас в стране осталось лишь 5–6 тысяч.
— Удается ли сохранять армянский язык среди молодежи?
— В диаспоре обучение в армянских школах — это дело выбора. Мы не государство и не можем обязать родителей отдавать детей именно в армянские гимназии. Одни семьи предпочитают дорогие частные колледжи, другим — особенно живущим на окраинах — сложно ежедневно добираться до общинных школ.
Сегодня в армянских учебных заведениях Стамбула обучается около трех тысяч детей — это хороший показатель, хотя еще примерно полторы тысячи изучают армянский язык вне общины.
— Как складываются отношения общины с властями Турции?
— При президенте Эрдогане отношения заметно улучшились. Армянским фондам вернули часть имущества, что позволило общине укрепиться экономически. Государство и муниципалитеты оказывают поддержку: например, летом мы проводим Навасардские игры — аналог Олимпийских, в которых в этом году приняли участие около 10 тысяч человек. Часть расходов на их проведение покрывается за счет госбюджета.
Можно сказать, что последние два десятилетия стали для армян Турции самым благоприятным периодом за всю столетнюю историю республики.
Мнение ньюсмейкера может не совпадать с позицией редакции.