Армения, Кавказ, российские интересы: "Большая игра" за регион еще впереди

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Цепочка событий, происходящих в последнее время на внутриполитических подмостках Армении, связана с предстоящими летом парламентскими выборами. Именно они и зададут динамику и определят основные геополитические векторы страны в среднесрочной перспективе (на ближайшие несколько лет), утверждает политолог, эксперт по Южному Кавказу Андрей Арешев в эфире проекта Армана Ванескегяна "На самом деле" на радио Sputnik Армения.

Власти Армении пытаются зачистить поле для свободного политического маневра

Руководство страны рассчитывает подойти к парламентским выборам, намеченным на лето 2026 года, действуя в рамках четко выработанной логики. Анализируя ситуацию, следует учитывать продолжающиеся интенсивные переговоры с Турцией по вопросу открытия границы, и с Азербайджаном — о мирном соглашении, равно как и шаги, предпринимаемые в последнее время Ереваном и Баку в сфере взаимного обмена транзитными грузами, уверен эксперт.
В итоге все это действительно может привести к тому, что вопрос о российской военной базе в Армении, может быть включен в текущую, актуальную повестку дня. То есть отнюдь не исключено, что в один прекрасный день официальный Ереван, заключив соглашения с Анкарой и Баку, поставит вопрос о выводе российской военной базы из Армении "за исчерпанием ее функционала", говорит Арешев.
"Не менее очевидно, что в преддверии бурных событий на внутриполитических подмостках, которые, собственно, уже начались, власти откровенно пытаются зачистить поле для свободного маневра: упрятать за решетку всех несогласных и поставить под контроль тех, кто мог бы выразить противоположную точку зрения, — утверждает эксперт. — Случай с мэром Гюмри Варданом Гукасяном в этом контексте показателен. Налицо использование властями правовых механизмов судебной системы в политических целях".
Причем во всем этом армянские власти далеко не оригинальны – так поступают власти сплошь и рядом в мире, продолжает Арешев. В качестве примера он приводит соседнюю Турцию, с которой армянские власти во что бы то ни стало стремятся установить дипломатические отношения. Так же жестко зачищал себе поле Эрдоган, в свое время заключив под стражу мэра Стамбула, а сейчас, преследуя столичного градоначальника. "Не исключено, что власти берут пример со своих новых товарищей и наставников", — отмечает он.

Российские интересы могут быть трансформированы, но из региона она не уйдет

По итогам и результатам подобного развития событий Россия, конечно же, не уйдет из этого, весьма важного для неё кавказского региона. “Это совершенно невозможно по ряду фундаментальных причин. Ведь Россия сама является кавказским государством, и кардинальные изменения и потрясения на Южном Кавказе не могут в итоге не аукнуться эхом и на российской кавказской территории”, — говорит наш собеседник.
Российские интересы и форматы присутствия страны в регионе, скорее всего, будут вскорости серьезно трансформированы, уверен политолог. Видимо тенденция будет склоняться в сторону реализации отдельных проектов крупных корпораций и международных транспортных коридоров. В качестве одного из примеров Арешев приводит проект глобального логистического коридора Север — Юг.
"Этот проект, связывающий Россию через территории Азербайджана и Каспийского моря, через восточный берег Каспия с Персидским заливом, является предметом взаимной заинтересованности всех участников. Настолько, что недавнее заседание трехсторонней межправительственной комиссии по этому вопросу даже привело к частичной стабилизации взаимоотношений между Россией и Азербайджаном", — продолжает эксперт.
И в то же время понятно, что желающих помешать подобному глобальному логистическому проекту – воз и маленькая тележка. Причем речь идет не только об игроках-государствах, но и о каких-то серьезных частных структурах. Разного рода корпорации, частные военные компании, субъекты экономической деятельности уже заявляют о себе. Причем заявляют достаточно неблагоприятно именно с точки зрения российских интересов в регионе, комментирует Арешев.

Активность США в направлении Кавказ — Азия связана и с "тропинками Китая"

Что же касается так называемой "дороги Трампа", то и здесь предстоит решать множество вопросов не только геополитического, но и чисто организационного плана, говорит эксперт. Однако на этой площадке американцы уже что-то конкретное предпринимают. Как минимум на словах. Обещали уже выделить какие-то деньги, что-то намечают во всяких бизнес-форматах, в комплексе частно-государственного партнерства, как у них принято.
Так что проект этот в какой-то мере вскоре все-таки будет реализован, уверен наш собеседник. В каком формате и в каком юридически-правовом поле он в итоге заработает, пока еще не совсем понятно — это предстоит выяснить в ближайшей перспективе. Ждать придется как минимум пару-тройку лет, в то же время, учитывая заинтересованность еще и третьей стороны — Китая, который, вроде бы, расположен достаточно далеко от региона Южного Кавказа.
"Видимо, активность американцев не только на Южном Кавказе, но и в Центральной Азии связана именно со стремлением контролировать важные для Китая сухопутные дороги, вернее даже тропинки, альтернативные кружным морским маршрутам, — размышляет Арешев. — Дороги эти, вроде, короче морских путей, однако сложнее в плане безопасности, затратности и так далее. Так что настоящая "Большая игра" в этом плане все еще предстоит".
Что же касается позиции России во всей этой "Большой игре", то тут следует понимать одно: понятно, что основные дипломатические, организационные и иные ресурсы уходят на СВО, на достижение приемлемых договоренностей по ее результатам. Однако Арешев уверен, что Россия, способна решать одновременно несколько задач. В итоге она решит и проблемы, возникающие на западном направлении, и отстоит свои интересы на юге и на востоке — везде, где требуется ее участие в формировании нового миропорядка.