Трудно поверить, но ведь было! Пьесу сочинил классик армянской литературы Акоп Паронян, действие происходит в турецком городе Константинополе, но в армянской среде. В восьмидесятых годах спектакль показали бакинскому зрителю, успех был феерический. Пьеса называлась "Восточный дантист", поставил ее народный артист Советского Союза Грачья Капланян.
Капланяна уже давно нет на свете (скончался в 1988 году), но на улице Исаакяна, 28 по сей день работает театр его имени, но это одна сторона медали, другая – очаг культуры, известный как театр "Дружба", отдельного помещения не имел, однако…
Капланян основал его в 1967 году, имея в виду не просто обеспечить армянскому зрителю доставку на дом лучших театральных коллективов Советского Союза, но и показ сценических достижений Армении Москве, Ленинграду и другим городам страны.
Мудрый по жизни и талантливый в своем деле человек, он шел к тому, чтобы армяне чувствовали себя как дома не только в Армении, но, например, в Новосибирске или Риге, а киевляне, аплодируя армянским артистам, находили между собой и гостями так много доброго, теплого, общего, что могли называться братьями. Где-то приводили к этому через политику, кто-то предпочитал спорт или личные контакты, Капланян выбрал театр. Получалось!
Чуть позже (в конце семидесятых) ту же задачу поставила перед собой главный партийный начальник иджеванского района Джемма Ананян, и тоже справилась на отлично!
Каждой осенью в Иджеван съезжались молодые (и не только) скульпторы со всей страны, в свободном режиме приходили в сквер, где их ждали глыбы камня (туф, базальт, мрамор и т.д.), выбирали, что угодно для души, и приступали к работе. К концу командировки оставляли дела своих рук в дар городу. Так в Иджеване возник и до поры до времени разрастался знаменитый "Сад камней".
Расходы на проживание, пропитание и прочее брал на себя Союз художников Армении, рука об руку с иджеванцами, накрывавшими гостям вкусные и щедрые столы. В сочетании с вином собственного изготовления взаимопониманию сильно способствовало.
Опять то же время года, но уже Ереван. И снова осенью, в лучшее по погоде и фруктам время года, городские власти объявляли праздник "Золотая осень". С 1962 года и много-много лет потом в Ереван приезжали театрально-кинематографические звезды эстрады со всей страны, ходили по городу, общались с ереванцами, показывали кто что умеет делать.
Установив, что Светлана Светличная, красавица из популярнейшего в те годы фильма "Бриллиантовая рука", родом из Ленинакана (теперь Гюмри), организаторы праздника пригласили ее приехать.
Просьбу уважили, как тогда говорили "по многочисленным просьбам трудящихся". Кинозвезда рассказывала о своем отце, офицере Советской Армии, служившем в сороковых годах в Ленинакане, благодарила за прием и обещала навещать своих земляков как можно чаще.
Кульминация праздника проходила на Центральном стадионе "Раздан" и если он когда-либо заполнялся до краев, то как раз на празднике "Золотой осени".
Сегодня звездными гастролерами никого не удивишь, приезжают, собирают стадионы, получают аплодисментов силой с девятый вал, а денег еще больше.
В чем отличие? Спев, сплясав, сыграв, кумиры как могут (а могут еще как!), в наши дни обычно посылают публике возбуждающий ее сигнал типа: "Я, ты он, она вместе дружная семья!". Иллюзия, имитация, подлог. Попробуй только подойти на расстояние вытянутой руки, менеджеры, телохранители, полиция встают стеной. Да сами звезды постоять за себя сумеют.
Запомнилось. Недавно в Ереван на квалификационный матч Чемпионата мира по футболу 2026 года приезжала сборная Португалии с моим любимым Криштиану Роналду во главе. При выходе на поле непонятно как рядом с ним оказался молодой ереванец и попытался приблизиться к нему еще ближе. И тут Роналду, не сбиваясь с шага, брезгливо оттолкнул от себя поклонника-фаната и пошел дальше.
"Золотая осень" в том же Ереване. У входа в гостиницу "Армения" (сегодня "Марриот") стоят всенародно обожаемые Сергей Бондарчук с женой Ириной Скобцевой. Ждут гостевую "Чайку" из гаража Совмина, которая должна отвезти их на стадион. Мы с другом Гариком проезжаем мимо и тут Гарик останавливает свои замызганные "Жигули", подходит к знаменитой чете и, прижимая руку к сердцу, говорит какие-то слова. Бондарчуки улыбаются и садятся в наши "Жигули".
Не так, чтобы и в те времена в межнациональных отношениях все было гладко и безоблачно (откуда тогда возник "карабахский вопрос"?), а демократизм любимцев публики зашкаливал (как в таком случае быть с любимцем публики Георгием Юматовым из легендарного фильма "Офицеры", убившем спьяну дворника?). Было всякое, но главным оставалось протянуть руку, а не показывать спину. Соблюдалось на государственном уровне.
Теперь притча.
Однажды два друга поспорили и один дал пощёчину другому. Другой написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину".
Они продолжали идти, подошли к воде, решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, стал тонуть, но друг его спас. Когда он пришёл в себя, то написал на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь".
Тот, кто дал пощёчину, спросил своего друга.
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь пишешь на камне. Почему?
Ответ.
- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог это стереть.
Слушаем и пишем на камне.