Армения интересна Европе только с одной целью: подноготная заявлений Каллас
Гукасян не видит никакой дилеммы в выборе ЕАЭС-ЕС — достаточно взглянуть на географическое расположение Армении.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенЕРЕВАН, 16 дек — Sputnik. Подталкивая Армению к выходу из ЕАЭС и введению антироссийских санкций, Евросоюз тем самым пытается удержать свое спадающее влияние и статус геополитического фактора на фоне сближения США и РФ. Такое мнение в беседе со
Sputnik Армения выразил политолог Арман Гукасян.
Ранее на пресс-конференции по итогам заседания Совета сотрудничества ЕС — Армения в Брюсселе глава дипломатической службы Европейского Союза
Кая Каллас отметила, что уровень согласованности стратегических позиций официального Еревана с внешней политикой ЕС составляет 37%, и призвала армянскую сторону присоединиться к санкциям против России.
"В сегодняшних отношениях Армении с Западом есть серьезный подтекст. Достаточно посмотреть, чего добивается Запад в политическом плане. Под "Западом" я имею в виду Евросоюз и Великобританию, которые хотят оставаться геополитическим фактором и не допустить, чтобы администрация президента США Дональда Трампа диктовала правила игры. У ЕС в этом плане очень серьезные проблемы. Мы видим, какие процессы происходят на Украине. Трамп пытается договориться напрямую с Путиным в обход ЕС. И в этом контексте ЕС пытается укрепить свои позиции на Южном Кавказе", — отметил наш собеседник.
Комментируя пассаж главы евродипломатии о "соответствии политики Армении европейской на 37%", Гукасян задается риторическим вопросом: почему суверенное государство должно с кем-либо приводить в соответствие свою политику.
Грузию также подталкивали к открытию "второго фронта" против России. Однако, по словам эксперта, официальный Тбилиси принял суверенные решения, проистекающие из интересов Грузии.
"От Грузии тоже требовали антироссийских шагов. Но Грузия поняла, что это грозит ей большими потерями. А сейчас Кая Каллас говорит, что мы должны присоединиться к санкциям против РФ, прекрасно осознавая последствия такого шага, поскольку это противоречит жизненным интересам Армении. Должна ли Армения становиться инструментом в руках Запада? Разумеется, нет. Почему мы должны вводить санкции против самих себя? Ведь если мы введем санкции против России, то это обернется против нас самих", — сказал Гукасян в интервью
Sputnik Армения.
Он также добавил, что западная политика заключается в укреплении антироссийской коалиции, чтобы можно было оказывать давление на Россию с южного направления. И Западу безразлично, что это происходит в ущерб интересам стран региона.
С точки зрения эксперта, по мере углубления конфронтации Запад-Россия сокращается возможность маневра для всех малых стран, и Армения — не исключение. Особенность же Армении в наличии прочных связей с российской экономикой.
Что касается продвигаемого властями дискурса о том, что Армения рано или поздно должна будет сделать выбор между ЕАЭС и ЕС, то политолог считает такие нарративы безосновательными. Он не видит никакой дилеммы в выборе ЕАЭС-ЕС — достаточно взглянуть на географическое расположение Армении. Гукасян рекомендует рассматривать вопрос, в первую очередь, в экономическом контексте, поскольку и ЕАЭС, и ЕС — это прежде всего экономические объединения.
"Разговоры о "выборе" ставят перед Арменией конкретные вызовы, потому что правительство ради определенных политических дивидендов подвергает риску нашу экономику. В выборе ЕАЭС-ЕС нет дилеммы, а есть экономические реалии. Мы тесно связаны с ЕАЭС и, в частности, с Россией. Товарооборот Армении с ЕАЭС составляет $12,7 млрд, причем, львиная доля приходится на Россию. А с ЕС — около $2 млрд. Где 12 и где 2! И это обусловлено той реальностью, которая есть "на земле". 85% сельхозпродукции мы экспортируем в ЕАЭС. А в ЕС мы экспортируем в основном сырье. То есть готовая продукция — это рабочие места, добавленная стоимость, а сырье — это просто сырье", — подчеркнул политолог.
Говоря о географическом факторе, он указал на тот факт, что доставка тех же помидоров в Европу обходится значительно дороже, чем в Россию. Соответственно, армянская сельхозпродукция не может конкурировать, к примеру, с испанской, поскольку Испании дешевле обходится логистика, что позволяет держать цены на низком, конкурентоспособном уровне, который не могут себе позволить армянские бизнесмены с их более высокими расходами. Таким образом получается, что бизнесменам из Армении удобнее экспортировать товары на российский рынок, констатирует Гукасян.
Между тем противоречивые политические заявления армянских властей приводят, по мнению политолога, к очевидным экономическим провалам.
Он напомнил, что, по словам российского вице-премьера Алексея Оверчука, по итогам нынешнего года ожидается резкое снижение российско-армянского товарооборота с $12,4 млрд до $6 млрд. Оверчук также отметил, что российский бизнес начал относиться к работе с Арменией с осторожностью.
"Если российский бизнес с осторожностью подходит к работе с Арменией в плане инвестиций, экономических связей, то это ему не "сверху подсказали". Это естественный процесс, если в твоей стране звучат такие политические заявления. Кто-то другой мог пойти и на более жесткие шаги. Посмотрим, какой будет реакция ЕС, если мы по отношению к нему будем вести аналогичную политику. Ни один человек не поедет туда, где звучат заявления против его страны. То же касается бизнеса", — полагает Гукасян.
Политолог замечает, что прозападные круги в армянском общественно-политическом поле пытаются манипулировать заявлением Оверчука о том, что Армении следует сделать выбор — или ЕС, или ЕАЭС — мол, "смотрите, Россия нас притесняет". Однако заявления о необходимости выбора звучат и со стороны ЕС. Так, на прошлой неделе посол Чехии в Армении Петр Перунчик заявил, что Армения не может быть членом и ЕС, и ЕАЭС одновременно. Можно ли это расценивать как давление ЕС на Армению, спрашивает эксперт.
По оценке Гукасяна, Армения — небольшой рынок для России, и не приносит ей сколько-нибудь значимой экономической выгоды. С точки зрения эксперта, Армения в большей степени представляет для России политический интерес. И этим интересом официальный Ереван должен грамотно воспользоваться.
"Нельзя углублять отношения с одной стороной за счет отношений с другой, тем более с такой, как Российская Федерация. Нравится нам это или нет, но это реальность. Кому-то нравится Италия, кому-то — Франция, а кому-то — Россия. Но это не о личных предпочтениях. Это о прагматичных государственных интересах. Да, у нас должны быть отношения с Западом, но нельзя менять отношения с ЕАЭС на отношения с ЕС. Тем более, что "на земле" я не вижу возможности для этого", — заключил Гукасян.
Вместе с тем он не отрицает, что у граждан Армении накопилось множество вопросов к России. В обществе есть неоправдавшиеся ожидания от России. Но, на его взгляд, есть и другой момент — быть может, внешнеполитические ожидания армянской стороны были все это время завышены?
Что же касается объективных пробелов в армяно-российских отношениях, то их следует решать посредством диалога, дипломатическими путями. Если армянская сторона реально хочет решить те или иные вопросы, то между двумя партнерами всегда найдутся пути для продвижения прагматичных интересов, говорит политолог.
Тех же, кто утверждает, что в регионе есть альтернатива России в лице США или ЕС, он попросил получше изучить карту и убедиться, что в регионе Южного Кавказа нет ни ЕС, ни США. Зато есть Анкара и Баку. И западным фактором в регионе выступают, в первую очередь, Турция и связанный с ней Азербайджан.