Провалят борьбу против Гарегина II — проиграют и выборы 2026-го: эксперт о властях Армении

Борьба против Католикоса всех армян Гарегина II и попытки подчинить Церковь — это "генеральное сражение" властей перед выборами 2026-го, отмечает Степан Даниелян.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЕРЕВАН, 24 дек — Sputnik. Митинг мятежных епископов и их сторонников в Первопрестольном Эчмиадзине в минувший четверг был неудавшейся попыткой властей продемонстрировать силу в преддверии парламентских выборов 2026 года. Такую точку зрения в беседе со Sputnik Армения выразил политолог Степан Даниелян. Он также добавил, что неудачи с подчинением ААЦ могут обернуться для нынешних армянских властей поражением на выборах.
После того, как 17 декабря мятежные иерархи выступили с призывом к "верующему народу" собраться на митинг с требованием отречения Католикоса, 18 декабря в Первопрестольном Эчмиадзине собрались как сторонники, так и противники Католикоса. Силы полиции встали между двумя лагерями во избежание стычек. Под давлением сторонников Гарегина II и в сопровождении охраны в штатском мятежные иерархи спешно уехали с митинга. Католикос всех армян Гарегин II назвал происходящее вокруг Первопрестольного Эчмиадзина очередным актом посягательства на ААЦ.
По мнению нашего собеседника, власти Армении 18 декабря по сути предприняли попытку рейдерского захвата — так же, как это в свое время произошло в Ованаванке, когда они захватили находящийся в собственности Церкви монастырь, который удерживают посредством полицейских сил. То же самое власти пытались "провернуть" и в Первопрестольном Эчмиадзине, однако на этот раз общественность проявила сознательность, вышла на защиту Церкви и была более многочисленной и лучше организованной, чем группа, которая готовила рейдерскую атаку в сопровождении полицейских, говорит Даниелян.
На взгляд политолога, провал попытки захвата Первопрестольного Эчмиадзина свидетельствует о качественных изменениях в армянском обществе и трансформации методов и форм его организации.
Потасовки и мат во дворе Эчмиадзинского кафедрального собора напомнили эксперту события 2018 года. Даниелян заметил, что на волне "бархатной революции" сторонники Никола Пашиняна провоцировали органы государственной власти, толпа выкрикивала ругательства, приносила гробы к подъездам домов, где жили чиновники.

"Неконституционными методами Пашинян смог подчинить себе институт за институтом. Остался один — последний институт, который сохраняет независимость. И теперь премьер обратился к старым методам. До того он говорил: "Мы должны вернуть суды народу", "Народ должен принимать участие в работе судов", "Конституционный суд надо вернуть народу". Сейчас же он организовал некий "народ", разумеется, народ уже в кавычках, и говорит: "Церковь надо вернуть народу". Так он пришел к власти в 2018 году и пытается то же самое повторить по отношению к Церкви. Но уже не 2018-й, а 2025-й год. И эти методы больше не работают", — полагает Даниелян.

Как отметил эксперт, методы, которыми оперирует глава армянского кабмина, неактуальны, поскольку для их реализации необходимо, чтобы доминирующее общественное мнение было на его стороне. Однако доминирующее общественное мнение, по оценке политолога, на этот раз направлено против премьера.
Вместе с тем он уверен, что неудача с митингом против Католикоса всех армян Гарегина II не остановит действующие власти, поскольку для них это "генеральное сражение" перед выборами 2026 года.
"На мой взгляд, они на этом не остановятся. Мы слышали заявления и действующего премьера, и "епископов" — уже в кавычках, и государственных чиновников о том, что они планируют провести в Первопрестольном Эчмиадзине "литургию", также в кавычках. Они это представляют как битву перед выборами. Согласно их логике, они не могут допустить поражения, потому что в этом случае они проиграют и выборы 2026 года. Повторюсь, сейчас ситуация изменилась. Конечно, есть еще люди, которые защищают действующую власть. Но их становится всё меньше и меньше. И это им не удастся", — заключил эксперт.
Что касается возможного повторения событий 18 декабря, то, по прогнозу Даниеляна, вероятнее всего, это произойдет на Рождество, когда власти повторят попытку подчинить Церковь руками мятежных епископов.
Он подчеркивает, что эти процессы организованы именно властями, а не десятью епископами. Более того, некоторые иерархи, по наблюдениям политолога, — заложники в руках правящей в Армении силы. Даниелян не исключил, что епископы исполняют волю властей, опасаясь публикации компромата — как личного характера, так и содержащего состав преступления.
Чтобы понять, что епископы — всего лишь инструменты в руках власти, достаточно ознакомиться с заявлениями государственных чиновников в эфире Общественного телевидения Армении и провластных частных СМИ — таких как "Айкакан жаманак", "Araratnews", "Сивик" и других. Соответственно, Даниелян считает очевидным, что это организовала действующая власть, а точнее — премьер-министр.
Противостояние между властями Армении и Армянской Апостольской Церковью усилилось после резких высказываний премьер-министра Никола Пашиняна в адрес духовенства и его инициативы изменить порядок избрания Католикоса, предусматривающий ключевую роль государства. На этом фоне ранее по разным обвинениям были арестованы главы трех епархий — архиепископы Баграт Галстанян и Микаэл Аджапахян, епископ Мкртыч Прошян, а также глава канцелярии Первопрестольного Эчмиадзина Аршак Хачатрян.
Вступившегося за церковь предпринимателя и мецената Самвела Карапетяна арестовали из-за фразы "мы во всем этом будем участвовать по-своему".
Эскалация получила новый импульс 27 ноября, когда в провластных пабликах появилось заявление за подписью группы иерархов ААЦ. Они обвинили Католикоса Гарегина II в попытках замять "кощунственный поступок" архиепископа Аршака Хачатряна, ссылаясь на появившиеся в сети видеозаписи интимного характера (сам владыка Хачатрян отрицает свою причастность), и заявили, что тем самым патриарх "покровительствует кощунству". В тот же день авторы заявления встретились с премьер-министром Пашиняном. Уже 29 ноября 10 подписантов выступили с новым заявлением, призвав Католикоса добровольно отречься от престола и обвинив его в произвольном управлении, политическом вмешательстве и других действиях, несовместимых, по их словам, с миссией главы Церкви.