На Тегеран обрушился поток дезинформации: Князев о том, что нужно знать о событиях в Иране

Иранское общество консолидировано относительно всего, что касается государственности, — анализируя ситуацию, следует в первую очередь исходить из этого, комментирует ситуацию в Иране востоковед Александр Князев.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Подавляющее большинство иранцев поддерживает правительство страны и его курс

За действующую власть выступает большинство граждан, подавляющее число населения страны в акциях поддержки правительства еще и не участвовало.
Что касается всяких геополитических карт и разделения Ирана по этническому признаку, то я очень сильно сомневаюсь в реализации подобных мер. Некие розовые мечты разных внешних интересантов – не более того. Сейчас мы говорим о высокой консолидации общества в Иране, и общественная поддержка правительства это как раз один из тех ресурсов, которые на данный момент практически не задействованы, сказал в эфире проекта Армана Ванескегяна "На самом деле" на радио Sputnik Армения иранист Александр Князев.
"Сами посудите: большая часть населения Ирана — это сельские жители, это подавляющее большинство, и в массе своей оно поддерживает именно правительство страны, его курс. И в протестных выступлениях оно ни в коем случае не участвовало. Да и силовые возможности самого государства нельзя не принимать в расчет", — сказал он.
Возвращение на трон наследника бывшего шаха Пехлеви историк считает "бредовыми мечтами". Достаточно лишь посмотреть на этнический состав населения Ирана. Следует лишь понимать наличие двух основных этносов (более 60 % персов и порядка 17% азербайджанцев), чтобы прогнозировать: к прошлому у страны возврата нет. Ведь не секрет, что и нынешний верховный лидер, и создатель Исламской Республики — этнические азербайджанцы.

Раскол между богатыми и бедными в Иране гораздо меньше, чем в других странах

Азербайджанцы в Иране занимают весьма серьезные позиции в большом бизнесе, и им есть, что терять в случае чего, уверен иранист. А ведь в сумме это где-то более 80% населения страны.
"Поэтому, если не считать периода после окончания второй мировой войны, когда существовали идеи создания независимого Курдистана, я бы не припомнил, чтобы были какие-то серьезные сепаратистские проекты. Исламская Республика Иран — это в высшей степени социальное государство, где диапазон между бедным и богатым слоями населения намного меньше, чем во многих других, гораздо более развитых странах. Поэтому социальные расколы отнюдь не так сильны, как может показаться. А еще есть серьезно объединяющий фактор в виде шиитского ислама. Поэтому все эти разговоры о расколе страны я бы попросту игнорировал", — сказал иранист.

У России и Китая к иранскому кризису разные подходы и разное отношение

"Если говорить о каком-то значении происходящих в Иране событий для Москвы и Пекина, то я бы не стал использовать формулу некоего тандема между ними, — говорит Князев. — На самом деле позиции России и Китая в данном вопросе серьезно отличаются друг от друга. Для Москвы дестабилизация в Иране может иметь серьезное стратегическое значение, поскольку Россия уже находится в состоянии противостояния с Западом".
Китай же в этом плане, по словам эксперта, занимает более уклончивую и сдержанную позицию. Понятно, что дестабилизация в Иране ударит по китайским трансграничным проектам, а также под угрозой окажутся серьезные поставки иранской нефти. Однако вряд ли из-за этих факторов Пекин пойдет на еще более серьезную конфронтацию с Западом, чем та, которая уже имеет место.
"Потеря Ирана для Китая может быть весьма болезненной, но, думаю, подобный вариант в Пекине тоже изначально просчитывали", — сказал Князев.

Чтобы анализировать ситуацию, нужно лучше знать страну изнутри

Следует учитывать, что тревожные тенденции в глобальных геополитических событиях сейчас наблюдаются не только вокруг и внутри самого Ирана, отмечает наш собеседник.
На взгляд ираниста, в экспертной среде присутствует слишком много надуманного, поскольку на самом деле слишком мало информации поступает с места событий. Так что делать прогнозы сейчас — дело неблагодарное. На страну обрушилась вся мощь информационных инструментов Запада и целого ряда стран, которые принято называть постсоветскими. Из-за всего этого у русскоязычной аудитории может создаться впечатление, говорящее не в пользу иранского руководства, а на самом же деле это не совсем так, отмечает Князев.
"Необходимо уметь представлять саму страну, знать ее изнутри, чего очень часто не вижу в той же экспертной среде. Следует понимать, что иранское общество очень консолидировано касательно всего, что касается принципа государственности. Это нужно знать, понимать и, анализируя ситуацию, в первую очередь исходить из этого", — сказал он.