Заискивание, лесть, раболепие одних и высокомерие других показывают, кто в мировом доме хозяин и создают иллюзию согласия там, где его и близко нет.
Президент Франции Эммануэль Макрон пригласил Дональда Трампа, президента США, поужинать в Париже. Трамп отказался, француз остался с носом.
Один мужчина в лице не последнего из могущественных предпринимателей Армении Самвела Алексаняна, раскрыл зонтик над головой тоже мужчины, тогда вице-премьера, а сегодня ереванского мэра Тиграна Авиняна. Первый не удержался от угодничества, второй принял это за должное.
В кулуарах саммита европейских лидеров Никол Пашинян предложил Ильхаму Алиеву: "Пойдем кофе попьем…". Алиев ответил: "Подойду попозже, мне тут пообсуждать надо…".
Во времена Иосифа Сталина, Франклина Рузвельта, Уинстона Черчилля, Шарля де Голля и других всамделишних мировых лидеров трудно представить себе такую ситуацию. Дело было еще и в другом: каждый призыв, шаг, жест, предложение делались не в душевном порыве, а после длительных размышлений и всесторонних исследований. Это называлось дипломатией.
Прибывший на тегеранскую конференцию лидеров трех держав Сталин (в 1943 году) пригласил Франклина Рузвельта на время переговоров в целях безопасности остановиться в советском посольстве. Американец мог отказаться, но приглашение принял.
Для лучшего понимания сути. Сегодня даже первокурснику МГИМО ясно, по какой технологии президент США делает свое дело. Нагнетает ситуацию до предела, резко повышает градус конфликта, после чего следует шаг к компромиссу, выдаваемый за огромную милость. Никаких намеков, нюансов, полутонов. Так, в частности, произошло с его планами на Гренландию. А тут возникает обидчивый месье с предложением поужинать в Париже…
Говорят, правители могут позволить себе быть слабыми, если имеют сильную армию. Армия, которая осталась у Армении, назвать сильной трудно, вследствие чего получается, что человек, правящий сегодня страной, податлив, угодлив и слаб независимо от состояния национальных вооруженных сил, он слаб сам по себе. Отсюда, как это часто бывает как в политике, так и в обычной жизни, крутые виражи, непонятные развороты на ровном месте и пляски вокруг президента Трампа.
Вот и главарь едва стоящей на ногах Украины, переговорив с Трампом в Давосе, заявил, что Европа не знает, как себя защитить и что делать с ситуацией вокруг Гренландии. "В прошлом году здесь, в Давосе, я закончил свое выступление словами: "Европа должна уметь себя защищать". Прошел год — и ничего не изменилось. Мы все еще находимся в ситуации, когда я вынужден повторять те же самые слова", — заявил киевский клоун. Европейские лидеры молча переглянулись.
Поведение, при котором лидеры менее влиятельных государств демонстрируют угодничество перед более сильными, часто обусловлено необходимостью обеспечения безопасности, экономической помощи или защиты. Это геополитическая стратегия выживания, где "мягкая сила" заменяется подстраиванием ради сохранения суверенитета или получения ресурсов, утверждают политические наблюдатели.
Европа понимает: без поддержки США она не способна играть значимую роль на континенте, поэтому лидеры Евросоюза вынуждены преклонять колено перед Дональдом Трампом, считает немецкий политолог Александр Рар.
С коленом все правильно, но дело еще и в сгибе позвоночника. Обратите внимание на выражение лиц и положение спин президентов и премьеров стран, подходящих к "папочке" Трампу. Было отчетливо видно — Никол Пашинян, как и большинство его коллег по давосским посиделкам, оказавшись рядом с Трампом, испытывал состояние абсолютного счастья. Президент США широко улыбался, по-отечески похлопывали подопечных по плечу, те млели от доброты "папочки" и растекались в комплиментах.
Похоже на монолог литературного героя. "Дорогой, любимый и обожаемый всеми нами и, не побоюсь сказать, всем народом человек, спасибо вам за вашу гениальность, ум, великий талант и жажду разглядеть то, чего не могут увидеть другие, за вашу неутомимую жажду поиска. Восхищаюсь! Горжусь! Радуюсь! От всего нашего народа вам благодарность, любовь, низкий поклон и благо на века, на долгие и плодотворные годы вашей, такой драгоценной жизни!".
Льстить свойственно как политикам, так и простым людям, но в первом случае заискивание унижает страну рассыпающегося в комплиментах правителя.
Холопство и подхалимаж, особенно со стороны главного начальника НАТО Марка Рютте, многим показалось постыдными, но они возымели действие, отмечали европейские СМИ. Североатлантический альянс беспомощен без лидерства и кошелька США. Более того, без американской "крыши" европейцы конфликтовали бы друг с другом. Как быть?
Психологи объясняют. Руководители воспринимают критику как угрозу своей позиции, тогда как похвала воспринимается как подтверждение лояльности. Но есть важный момент: если критически настроенный сотрудник при этом активно помогает руководителю в сложных задачах, страх исчезает.
Психологи рекомендуют. Руководителям стоит помнить, что люди, которые не боятся говорить о проблемах, могут быть ключевыми для инноваций и долгосрочного успеха.
Иными словами, конструктивный спор не разрушает команду, а делает ее сильнее, если обе стороны готовы слышать друг друга. К совету стоит прислушаться.