Азербайджан претендует на лидерство в регионе, но и у Баку все не так просто: Арешев

В эфире авторского проекта Армана Ванескегяна "На самом деле" на радио Sputnik Армения ситуацию, складывающуюся на Южном Кавказе и вокруг него, комментирует политический обозреватель, эксперт Фонда стратегической культуры Андрей Арешев.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Повышенное внимание США к Южному Кавказу в нынешней ситуации вполне объяснимо

Что касается повышенного внимания к Южному Кавказу со стороны администрации Трампа, то у Андрея Арешева есть свое объяснение. Внимание обусловлено в первую очередь тесной связью региона не только с постсоветским пространством, но и с Ближним Востоком — Сирией, Турцией, Ираном. Географическая близость предопределяет наличие общих внешнеполитических акторов, утверждает эксперт. Заключены договоры и соглашения — в частности, проект "Дорога Трампа" (TRIPP). Наблюдаются тенденции к углублению сотрудничества американцев с Арменией и Азербайджаном по широкому спектру направлений: от энергетики до сферы искусственного интеллекта.

"В армянских и региональных СМИ уже упоминалась компания Эрика Принса, вернее, одно из его детищ (речь о нескольких американских ЧВК — ред.), которое могло бы десантироваться на берега Аракса, чтобы взять на себя некие охранные функции (речь о так называемой "Дороге Трампа" — ред.), — говорит Арешев. — Однако в рамочных документах об основании TRIPP Development Company, подписанных главой армянского МИД Араратом Мирзояном в Вашингтоне, вопросы безопасности прописаны не в должной мере".

Скорее всего, предполагает эксперт, сейчас это тема для неформальных переговоров. Причем даже не по линии каких-то государственных структур, а именно по линии частных высокотехнологичных корпораций, которые в какой-то мере уже стали независимыми и самодостаточными игроками, утверждает он. Это достаточно опасная ситуация, поскольку множество игроков предполагает самые разные интересы и "игры", особенно с учетом близости границы с Ираном, считает Арешев.

России в регионе приходится действовать в высококонкурентной среде

"В Кремле, в свою очередь, несомненно, идут различного рода обсуждения касательно того, какие форматы могла бы обрести российская политика (на Южном Кавказе — ред.), в том числе — на армянском направлении. Скорее всего, речь идет о крупных корпорациях, которые так или иначе уже представлены в Армении: это и РЖД (ЮКЖД), и "Росатом" (Мецаморская АЭС). Но в то же время мы понимаем, что России приходится здесь действовать в высококонкурентной среде", — уверен Арешев.
Вовлеченность России в затяжной вооруженный конфликт на украинском плацдарме, непосредственно затрагивающий российскую территорию, отнюдь не способствует концентрации внимания на других направлениях, в частности на постсоветском пространстве, продолжает эксперт. Но Южный Кавказ для России, безусловно, важен. Армения и Азербайджан чрезвычайно нужны и с точки зрения логистики, и с точки зрения коммуникаций, и с точки зрения торговли. И в Москве это всё действительно понимают, говорит политолог.

"Мы уже понимаем, что торговля с Арменией у России серьезно просела. С Азербайджаном же, несмотря на все политические разногласия, баланс сохраняется на том же уровне, что и раньше, — говорит Арешев. — Здесь необходима большая работа. Предстоит синхронизировать различные проекты как экономического, так и геополитического толка с той непредсказуемостью, которой характеризуются процессы как в регионе, так и на всем постсоветском пространстве".

Предсказать соотношение сил в регионе в среднесрочной перспективе невозможно

Что касается темы региональной безопасности Южного Кавказа, то политолог объясняет это следующим образом. Соседняя с Арменией страна — Азербайджан — заявляет о своих амбициях и претендует на роль регионального лидера на Южном Кавказе, говорит Арешев. Баку предлагает свои проекты и действует с более сильных позиций, предлагает какие-то правила игры, с которыми и Армения, и отчасти Грузия вроде бы будут вынуждены согласиться.

"Но, по моему мнению, всё отнюдь не так просто, как может показаться изначально. Все три южнокавказские страны характеризуются своей какой-то внутренней динамикой и своими проблемами. Это исключает однозначную роль лидерства какой-либо из этих стран. Так что, мне кажется, региональная система пока что находится в процессе формирования, и мы не сможем сейчас сказать, каким будет соотношение региональных сил в среднесрочной перспективе", — отмечает эксперт.

Сейчас стороны в первую очередь озабочены проблемами выживания и какими-то краткосрочными целями, утверждает политолог. В Армении это ожидаемые в июне парламентские выборы. Для Азербайджана же — окончательное закрепление того статус-кво, который сложился в регионе после событий 2020-го и 2023 годов. Ну и желание максимально быстро реализовать турецко-азербайджанские коммуникационные проекты с вовлечением в них американских компаний, комментирует ситуацию в регионе Арешев.