Нет никаких гарантий, что трагедия Геноцида армян 1915 года не повторится вновь
Отнюдь не стоит принижать роль Турции в событиях, которые сейчас разворачиваются внутри стран Южного Кавказа и вокруг региона. Вмешательство Соединенных Штатов в процессы вовсе не означает, что турецкая активность снизилась, утверждает российский тюрколог Виктор Надеин-Раевский. Американцы сейчас просто прокладывают путь тому самому пантюркистскому проекту — доктрине, которую турки уже давно, начиная с XIX века, пытаются реализовать.
"Я неоднократно писал, что реализация идеи пантюркизма весьма опасна для России, — говорит тюрколог. – Не говоря уж об Армении, для которой подобная политика просто смертельна. Один раз это уже привело к Геноциду армян в 1915 году. И нет никаких гарантий, что эти события больше не повторятся. На примере Карабаха совершенно точно известно, что подобные трагические события вполне могут повториться и сейчас".
Следует также иметь в виду, что за идеей пантюркизма — доктриной создания некого государства под названием "Великий Туран" — стоят не только силы внутри Турции. Идею на самом высоком уровне всегда защищали и американцы и, в еще большей степени, британцы, говорит эксперт. Когда распался Советский Союз, у западных лидеров возникла идея создать некий "турецкий щит", предназначенный для защиты от исламского фундаментализма Ирана.
Виктору Анатольевичу не раз доводилось спорить с американскими коллегами касательно того, что они в свое время нечто подобное уже делали — создавали "иранский щит" против того же исламского фундаментализма Саудовской Аравии. Закончилось это крушением шахского Ирана и победой Исламской революции. Но Запад никак не успокоится: тогда, в 90-х, даже планировалось предоставить Турции $26 млрд для реализации этой идеи, рассказывает тюрколог.
Когда поссорились Реджеп Тайип Эрдоган и Фетхуллах Гюлен
Идея британцев состояла в том, чтобы по примеру светской Турции строились и бывшие советские тюркоязычные мусульманские республики. Потом, по здравом размышлении, от планов предоставить такую сумму отказались, однако сама идея в умах осталась. Турки просто самостоятельно начали реализовывать эту — весьма соблазнительную для них — программу, сказал наш собеседник.
Весьма активно этот проект продвигал ныне покойный Фетхуллах Гюлен. Это была его идея — создать двести турецких лицеев и массу университетов на постсоветском пространстве под эгидой своего движения "Хизмет", которое реализовывало ту самую турецкую политику "мягкой силы" с молчаливого согласия официальной Анкары. За первые 20 лет работы было выделено порядка 26 тысяч соответствующих стипендий так называемым "азиатским туркам", обучавшимся в этих структурах, замечает Надеин-Раевский.
Прямо сейчас мировое сообщество видит результаты этой деятельности: идея Гюлена состояла в том, чтобы создать значительную прослойку протурецкой светской интеллигенции "на местах" — в тех самых тюркоязычных странах, которые возникли после распада Советского Союза. В этих лицеях и университетах очень хорошо преподавались технические дисциплины, языки, рассказывают сами выпускники. Курсы же истории охватывали исключительно историю Османской империи.
Со временем опасность этого проекта начали понимать и в странах, где эти лицеи и университеты действовали. Помнится, в итоге дошло до того, что "гюленовские лицеи и университеты" начали закрываться не только в России, Узбекистане, Туркменистане и других странах, но и в самой Турции. Связано это было не только с тем, что тогда поссорились Гюлен с Эрдоганом. Очень грамотные, занимающие высокие посты выпускники этих учебных заведений стали угрозой уже для турецкой политической элиты.
Идеи "Великого Турана" и TRIPP возникли не в Анкаре, а в Лондоне и Вашингтоне
Однако двадцать лет деятельности этого проекта в итоге не могли не дать своих плодов, утверждает Надеин-Раевский. И там, где британские спецслужбы и корпорации имеют вес и влияние, потенциал "гюленовских выпускников" был использован в полной мере. В качестве примера тюрколог приводит Казахстан, где в начале 2022 года была предпринята попытка госпереворота. А спусковым крючком послужило резкое повышение британской корпорацией цены на автомобильный газ.
"Дестабилизацией ситуации в Казахстане занималась резидентура MI6 в Киеве, — отмечает востоковед. — Поскольку попытка переворота была пресечена силами ОДКБ, а в то время структуру этой организации возглавлял представитель Армении, то для руководства Турции это было подобно пощечине. Анкара подняла шум, заявив что ситуацию в Казахстане следовало успокоить в рамках Организации тюркских государств, которая тогда уже была создана".
На самом деле хорошо известно, как крепко дружат спецслужбы Британии и Турции (MI6 и MIT), а нынешний глава MI6 Ричард Мур — и вовсе большой и горячий друг лично Эрдогана. И сегодня именно эти силы поддерживают откровенную турецкую экспансию на Восток. А сама идея уже действующей Организации тюркских государств и концепция создания "Великого Турана" возникли не в Анкаре или Стамбуле, а конкретно в Лондоне и Вашингтоне — в кабинетах MI6 и ЦРУ, полагает политолог.
Реализация же проекта Трампа (TRIPP) фактически поставила саму Турцию в очень удобное положение, когда ей самой ничего особо делать и не нужно. Все за нее сделают американцы, которым нужно контролировать этот регион экономически: и цены на транзит будут определять они, и доходы получать, а охранять инфраструктуру станет американская ЧВК. А еще американцам нужен прямой выход к границе с Ираном. Турция же просто потирает руки в ожидании того момента, когда перед ней откроется прямая дорога в "новый тюркский мир" — вплоть до Великой китайской стены.