По следам приговора Варданяну: зачем Азербайджан направил "стрелы" на Россию
Бакинский вердикт по делу Рубена Варданяна может быть обжалован, но ни одна инстанция в Азербайджане не пойдет против воли Ильхама Алиева, считают правоведы.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенЕРЕВАН, 17 фев – Sputnik. Вердикт бакинского суда в отношении бывшего государственного министра Нагорного Карабаха Рубена Варданяна — это следствие не юридического, а политического процесса, сказал эксперт по международному праву Ара Казарян.
Сегодня бакинский суд приговорил
Рубена Варданяна к 20 годам лишения свободы. 18 декабря 2025 года прокурор потребовал для него пожизненного заключения. Варданяну вменяли "преступления против мира и человечности", "военные преступления", а также "терроризм, финансирование терроризма" и другие тяжкие преступления.
"Обвинения были настолько серьёзными, что изначально было ясно: будет назначен большой срок. Другое дело, что для этого нет реальных правовых оснований. Как в случае с другими военно-политическими лидерами Арцаха, так и в случае с Варданяном, это результат политического преследования, цель которого состоит не только в осуждении конкретных лиц, но и в юридическом отрицании независимости Арцаха как исторической и правовой реальности", — сказал Казарян в интервью Sputnik Армения.
По его словам, главной целью судебного процесса было показать, что независимость Нагорного Карабаха, существовавшая на протяжении 30 лет, якобы не имеет законных оснований, и вместо этого сформулировать нарратив, согласно которому Армения вела "наступательную войну" с целью завоевания части "азербайджанской территории" с помощью "незаконных вооруженных группировок".
Что касается
заявления семьи Варданяна о продолжении борьбы, Казарян отметил, что первым юридическим шагом должна стать апелляция на судебный акт.
"Прежде всего наиболее доступный вариант — обжалование судебного акта. Азербайджан обязательно должен предоставить такую возможность, я уверен, что апелляция будет подана. Но мы имеем дело с авторитарным государством, и апелляционный суд, вероятно, будет проводить контролируемое разбирательство. То, что сказал Ильхам Алиев, является нарушением презумпции невиновности в отношении всех 15 осужденных: то есть "приговоров" еще не было, а людей уже называли "фашистами". Ни один судья не осмелится принять более мягкое решение, чем то, на что уже публично намекнул президент страны", — отметил Казарян.
И хотя суд назначил 20 лет лишения свободы вместо запрашиваемого прокурором пожизненного срока, по словам Казаряна, это всего лишь имитация правосудия.
"В случаях, когда права обвиняемого не были обеспечены в ходе судебного разбирательства, уже не имеет значения, будет ли это 20 лет или пожизненное заключение. Процесс регулируется не верховенством права, а исполнительной властью, и президент страны уже дал соответствующие указания судебным инстанциям", — добавил Казарян.
Он также коснулся информации, распространившейся в азербайджанской прессе сразу после вынесения приговора, о том что подобно "делу Эпштейна" были обнародованы "файлы Варданяна", которые якобы могут быть связаны с российской политической и финансовой элитой. По словам Казаряна, если бы такие документы имели какое-либо отношение к обвинению, их следовало бы изучить и опубликовать во время судебного процесса.
"По данным Азербайджана, публичный "суд" состоялся, но никаких документов опубликовано не было. Если такие материалы не были включены в судебный акт и не стали предметом расследования, то они не могут иметь доказательной ценности. Поэтому все, что они говорят, юридически называется слухами, то есть заявлениями, не имеющими доказательной ценности", — подчеркнул наш собеседник.
По мнению специалиста по международному праву, стрелы подобных нарративов нацелены скорее против России, учитывая, что Варданян был российским гражданином и построил там свою карьеру. Однако они выходят за рамки судебного разбирательства и не могут повлиять на уже вынесенный вердикт.
"С юридической точки зрения на дело может повлиять, если, например, апелляционный суд отклонит иск и вернет его в суд низшей инстанции, распорядившись изучить эти факты. Но поскольку судебное разбирательство не было публичным, то есть общественный контроль не сработал, мы фактически не знаем, существуют ли такие факты или нет, и если да, то какое отношение они имеют к обвинению. Поэтому, на мой взгляд, это просто журналистские или централизованно контролируемые нарративы", — полагает он.
Эксперт уверен, что Азербайджан не будет инициировать международное судебное разбирательство на основании тех же обвинений.
"В международных трибуналах политическое влияние ограничено, и стороны находятся в равных условиях независимо от того, кто победил на поле боя. Политика "черной икры" не действует в международных судах. Проигравший в войне и победитель находятся в равных условиях в судебном процессе, но не в политических переговорах", — заключил Казарян.
Напомним, что "процесс" над бывшими военно-политическими лидерами Нагорного Карабаха, начавшийся в январе 2025 года, завершился 5 февраля — суд вынес приговоры: бывший президент Араик Арутюнян, бывший командующий Армией обороны Левон Мнацаканян и бывший заместитель командующего Армией обороны Давид Манукян приговорены к пожизненному заключению. Бывшие президенты Аркадий Гукасян и Бако Саакян приговорены к 20 годам лишения свободы. Пленные из числа гражданских Мадат Бабаян и Мелкисет Пашаян приговорены к 19 годам лишения свободы, Гарик Мартиросян — к 18, Давид Алавердян и Левон Балаян — к 16, Эрик Казарян, Гурген Степанян и Василий Бегларян — к 15 годам лишения свободы.
"Дело" бывшего государственного министра Рубена Варданяна расследовалось в рамках отдельного разбирательства.