Каких только призов не было в советском клубном футболе – и командных, и индивидуальных, и для тренеров, и даже болельщиков. Помнится, по окончании союзного первенства, когда "Советский спорт" подводил итоги, список всех этих призов занимал чуть ли не целую страницу. И вот в 1973 году, игрок ереванского "Арарата" Армен Саркисян получил приз "Лучшему дебютанту", учрежденный журналом "Смена". Это было серьезное признание.
Николай Глебов приметил его в ереванской футбольной школе еще годом ранее, и его, в том числе, стараниями Армен Саркисян оказался в той сборной. А вызов в главную команду республики поступил уже от Никиты Павловича Симоняна, и в том году Саркисян сыграл 25 матчей в чемпионате и кубке – отличный показатель для новичка. А в кубковом финальном матче 10 октября Саркисян отыграл все 120 минут. Потом, через два года, он снова выиграет Кубок СССР, но, как он сам признается, эмоции того холодного октябрьского вечера 1973-го в Лужниках ни с чем нельзя было сравнить.
Верность, которую не купишь: как "самый армянский украинец" дал вторую жизнь "Арарату-73">>
Надежный, довольно рослый, техничный защитник быстро получил неоценимый опыт, играя рядом с таким асом, как Александр Коваленко. Он как-то очень быстро стал основным игроком обороны, казалось, что он играет в команде уже долгие годы, а на самом деле парню было только-только за двадцать. Через несколько лет он приведет в "Арарат" младшего брата – Альберта, который тоже станет отличным защитником. Альберт даже поиграл у Лобановского, в киевском "Динамо", а вот для Армена Саркисяна "Арарат" стал единственной командой мастеров в жизни, в которой он и стал мастером спорта СССР международного класса.
В отличие от Коваленко и Месропяна, частенько подключавшихся к атаке, Саркисян был чистым защитником, игравшим иногда в центре поля, принимая участие в распасовке перед атакой. Поэтому на его счету один-единственный мяч, забитый в чемпионате СССР. Но невозможно подсчитать, сколько голов могло влететь в ворота "Арарата" без его уверенной игры, и сколько нервов он сберег голкиперам ереванцев – Алеше Абрамяну и Норайру Демирчяну.
Армена Саркисяна сразу сравнили с Францем "Кайзером" Беккенбауэром – последнего увидели в паре матчей чемпионата мира 1974 года. Надо сказать, они были похожи – не внешностью, но фигурой, высокие, стройные, уповающие на технику, интеллект и какое-то звериное (в хорошем смысле слова) чутье игры. И надо же было так случиться, что через несколько месяцев после того, как Кайзер Франц стал чемпионом мира, судьба свела этих игроков играть друг против друга целых две игры.
Гроза защитников и беда вратарей: как "симулянт" Казарян стал легендой "Арарата">>
В обеих играх с мюнхенской "Баварией" Армену Саркисяну было поручено следить за Гердом Мюллером. Сказать, что это была убийственная задача – не сказать ничего. Для тех, кто не помнит Герда Мюллера, достаточно будет сравнить его по значению в тогдашнем футболе с сегодняшними Месси, Рональдо и Ибрагимовичем. Забивной, настырный, техничный Мюллер был одним из главных бомбардиров не только "Баварии", но и сборной ФРГ.
В тех двух играх Герд Мюллер уходил с поля, не забив гола – в Мюнхене ереванцам забили Хенесс и Торстенссон. Мюллера, чемпиона мира и Европы, обладателя "Золотого мяча" фактически выключил из игры именно Армен Саркисян, не дававший вздохнуть знаменитому немцу. После ереванской игры Мюллер дал интервью "Советскому спорту" и честно признал свое поражение в противостоянии со стоппером "Арарата", "обвинив" Саркисяна в том, что тот не дал ему ни малейшего шанса забить. Герд бы свой шанс использовал, на этот счет можно не беспокоиться.
"Вратарь защищает ворота, а защитник – вратаря. И главная задача защитника – "обезвредить" атаки противника, не допустить его до своих ворот. В конечном итоге, все победы и поражения принадлежат кому-то одному, и этот "кто-то один" — вся твоя команда", — говорил Армен Саркисян в одном из интервью. И не счесть нападающих, которых он обезвредил.