Отрицатели Геноцида: может ли дуэт Баку и Анкары превратиться в трио с Израилем?

Геноцид - страница истории, которая никогда не должна быть забыта, которая взывает к восстановлению справедливости и к искуплению вины виновными.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Тема непризнания официальным Тель-Авивом Геноцида армян в Османской империи периодически поднимается с новой силой, переживая затем определенный спад в частоте упоминаний. Сейчас, видимо, мы находимся на одном из пиков интереса.

Израиль наградит Азнавура за спасение евреев

Отчасти толчок к очередным обсуждениям дало некоторое оживление армяно-израильских отношений, замерших, казалось, на своеобразной "нулевой" точке. Их фактически не было, этих отношений — ни хороших, ни плохих. Речь идет, повторимся, об отношениях официальных, на государственном уровне.

Недавно я уже приводил частную точку зрения о том, что, быть может, армянам не стоит воспринимать отказ того или иного государства от признания Геноцида как трагедию или личное оскорбление. В любом случае, Геноцид — страница истории — да, которая никогда не должна быть забыта, которая взывает к восстановлению справедливости, к искуплению вины виновными. Но на свете, помимо справедливости, есть еще и политические соображения, и их надо принимать во внимание, нравится нам это или нет.

"Любимчик" Вашингтона не поможет Анкаре и Баку прессовать Ереван >>

И вот на этой волне пришла новость о том, что двое израильтян — адвокат Эитай Мак и ученый Яир Аурон — направили запрос в МИД Израиля об информации о возможном соглашении с Турцией и Азербайджаном в связи с непризнанием еврейским государством Геноцида армян. Запрос направлен ответственному за обеспечение свободы информации МИД Израиля Арье Зини.

Мак и Аурон говорят, что Турция упорно отрицает Геноцид, разумеется, так же поступает и Азербайджан.

"Кажется, что непризнание Геноцида армян связано с дипломатическими и военными отношениями между Израилем и Турцией, а также с отношениями с Азербайджаном", — сказано в запросе.

Авторы напоминают, что еще в 2011 году в комиссии по образованию Кнессета проходили слушания по этому вопросу, и тогда другие официальные лица страны заявляли азербайджанским СМИ, что Израиль не признает Геноцид, чтобы не ухудшить отношения с Баку.

С учетом этого, а также других факторов, адвокат Эитай Мак и ученый Яир Аурон требуют предоставить им следующую информацию:

• пакет любых документов о возможном соглашении с Турцией и Азербайджаном в связи с непризнанием Геноцида;
• переписку (если она есть) по теме с представителями Турции и Азербайджана;
• информацию о встречах или контактах МИД Израиля с представителями Турции и Азербайджана по этому вопросу;
• всю релевантную документацию МИД Израиля, касающуюся противодействия со стороны Турции и Азербайджана.

А в середине декабря лидер израильской оппозиционной партии "Еш Атид" Яир Лапид заявил о намерении партии представить в Кнессете законопроект о признании Геноцида.

И вот еще одна новость: есть сообщения СМИ о том, что Всемирный союз еврейских студентов (WUJS) в ходе 44 Всемирного конгресса в Израиле официально признал Геноцид армян.

Туз в рукаве: козырем Трампа и Нетаньяху на Ближнем Востоке оказался Гондурас

И если это так, то израильскому правительству направлен недвусмысленный мессидж. Права человека и историческая справедливость не должны, конечно, зависеть от сиюминутной дипломатической выгоды или политического момента, и это блестяще продемонстрировала Германия, где прекрасно понимали неизбежность серьезных последствий.

Наверное, Мак и Аурон что-то знают наверняка, раз обращаются с запросом по документам. С другой стороны, немного трудно представить, чтобы переговоры стран по такой теме были задокументированы официально — по логике, это должно происходить на уровне устных договоренностей. Хотя тоже не факт, и мы, простые смертные, можем даже не догадываться, каким образом функционирует подобная кухня.

Но и мил насильно не будешь, конечно. В любом случе, лучше оставить израильских (и любых других политиков) наедине с их совестью и видением выгоды своего государства.
Тем более что — не нам им что-то советовать. А справедливость — это штука, которая обычно торжествует, рано или поздно. Отличительная черта у нее такая.