Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения.
Проблема Ирана – далеко не на последнем месте для Турции
Чем обусловлено подобное стремление Анкары возродить взаимоотношения с Германией, с которой они в последние годы только ухудшались? Видимо, объяснение этому можно найти, отслеживая глобальные геополитические процессы и несколько отойдя от конкретно турецкой тематики.
Дело, как обычно, в Соединенных Штатах, которые в стремлении вновь вогнать Европу в санкционную гонку с Ираном, в очередной раз перегибают палку. Настолько, что европейские региональные сверхдержавы уже почти в открытую отказываются сотрудничать с американцами в этом вопросе.
Ну, а поскольку Вашингтон в очередной раз отказал Анкаре в выдаче Гюлена (в котором администрация Эрдогана видит своего главного врага), то и Турция сейчас намерена поддержать в Европе те силы, которые найдут в себе смелость восстать против заокеанского гегемона.
То есть поддержать, в первую очередь, Германию в стремлении суметь хоть что-то противопоставить американцам в вопросе иранского кризиса.
Ведь для самой Анкары возможность хотя бы контактировать с Тегераном, торговать, использовать его территорию в качестве транзита товаров из Китая в Европу (не говоря уж о том, чтобы оставаться в роли одного из игроков на сирийской арене) – это очень важно. Пока в тренде мировой политики находится Иран, то и на Турции сконцентрировано внимание.
Эрдоган поблагодарил Армению: чем Ереван угодил турецкому лидеру>>
Потому Германия (кстати, вместе с Францией) и необходима Турции, поскольку всем им нужен, просто необходим Иран. А при таком раскладе совместными усилиями удается хоть как-то противостоять давлению из-за океана.
Проблема с сирийскими беженцами, за содержание которых европейцы платят звонкой монетой
А что? Вполне логично, что на этом этапе Германия старается не вмешиваться в сирийские события, в которых по горло увязла (и почти что подчистую проиграла) Турция. В этом плане, наверное, только Европа и не представляет для турок никакой реальной опасности на политической арене.
С другой стороны, над той же Европой (и в первую очередь именно над Германией с ее лидером мадам Меркель) продолжает дамокловым мечом висеть реальная опасность многомиллионного потока беженцев из той же Сирии.
Они пока еще, если можно так сказать, "зависли" на территории Турции. Однако нет никаких гарантий, что Анкара в любую секунду не "откроет кран" и не погонит людей (а их несколько миллионов) в сторону Европы.
Более того, ситуация в Сирии усилиями Турции вновь обострилась. А это значит, что до возвращения сирийцев в свои родные дома еще много воды утечет.
И вовсе не исключено, что Турция поэтому тоже провоцирует обострение военной конфронтации на северо-западе Сирии. Ну, чтобы не терять ту козырную карту, при помощи которой она вот уже который год шантажирует европейцев и качает из них многомиллиардные субсидии — якобы для обеспечения беженцев хотя бы минимумом необходимых условий на своей территории.
Это вам не Кипр! Эрдоган зациклился на Карабахе>>
А ведь действительно — за кулисами говорится о многих миллиардах евро, которые Европа готова платить Турции, лишь бы та не "открыла кран". Хотя на самом деле никого в самой Европе не интересует, тратятся ли эти деньги целенаправленно, и в каком состоянии находятся сирийские беженцы в километровых палаточных лагерях, скажем, в том же Кахраманмараше. Главное, чтобы они там сидели и не лезли в Германию и Францию.
Нынешнее поведение Анкары – подтверждение прежних откровенных авантюр на международной арене
И вообще — изначально следует учесть одно: все, что делает Анкара, имеет в первую очередь не столько политическую, сколько экономическую, вернее даже финансовую подоплеку – традиция, от которой Турция никак не может отказаться.
Вот и сейчас звучащие с самых разных трибун громкие высказывания высокопоставленных турецких чиновников (речь о министре иностранных дел Чавушоглу и президенте Эрдогане), касающиеся взаимоотношений этой страны с Германией, обусловлены лишь одной, весьма неожиданной тенденцией, наблюдающейся в той же Германии.
Оказалось, что в текущем году ожидается резкое увеличение немецких туристов, намеревающихся летом отдохнуть на курортах Антальи. По прогнозам, увеличение ожидается значительное, до четверти по сравнению с прошлым годом.
Для экономики Турции, страдающей из-за того, что начиная с 2014 года основные потоки туристов (сперва из России, а потом и из Германии) начали резко сокращаться, это обстоятельство имеет одно из первостепеннейших значений наравне с легендарными турецкими томатами…
И то обстоятельство, что наметившуюся еще в прошлом году тенденцию увеличения количества туристов из этих двух стран можно еще и подтолкнуть в текущем году, буквально заставляет высокопоставленных чиновников делать все, чтобы восстановить взаимоотношения с Берлином.
Правда, в последние годы Эрдоган не раз и не два говорил о том, что Турция меняет свой внешнеполитический вектор и отказывается от процессов вхождения в Евросоюз. Однако всем было понятно, что он всего лишь раскручивает очередную политическую авантюру (на которые турецкий президент – большой мастак). И последние телодвижения официальной Анкары – тому лишь подтверждение.