Рубен Гюльмисарян, Sputnik.
Было время, когда найти хорошо сохранившиеся останки мамонтов считалось редкой и бесценной научной удачей. Сегодня такие находки, конечно, тоже в большой цене, но стали уже нормой – редкий год не обходится без нескольких крупных "артефактов". Так что слово "мамонтоведение" постепенно начинает обозначать становящуюся все более самостоятельной дисциплину.
Петербуржец Сергей Вартанян выбрал для себя не очень распространенную профессию палеогеографа. С такой специальностью, после окончания университета, вполне можно было засесть на веки вечные в кабинет, изучать теорию и писать научные труды. Но Вартаняну это, видимо, было неинтересно, и он отправился в Арктику, на остров Врангеля – там есть государственный заповедник. Холодно, правда, но это не проблема для увлеченных людей.
В 1993 году молодой ученый вместе с коллегами опубликовал выводы исследований, свидетельствующие, что на острове Врангеля в Ледовитом океане мамонты жили еще около 6 тысяч лет назад. Мамонтовы зубы были переданы Вартаняном на радиоуглеродный анализ в европейские и американские лаборатории – в те годы, к сожалению, государству было не до мамонтов.
Зарубежные специалисты подтвердили выводы Вартаняна и его товарищей, более того – анализы показали даже не 6000 лет, а 3700 – то есть мамонты гуляли по Сибири в эпоху, когда в Египте бальзамировали фараонов и строили пирамиды.
Выяснилось также, что эти мамонты были меньше в размерах, чем те, чьи останки обнаруживали на материке, намного более почтенного возраста. Мамонтов с острова назвали карликовыми – хотя в мире все относительно, и такой карликовый мамонт мог достигать в холке роста более трех метров.
Позже, в 2004 году, родилась еще одна сенсация – американский профессор Дейл Гатри обнаружил на островах Прибылова в Беринговом море останки мамонтов, которые жили там около 7000 лет назад.
Благодаря своим исследованиям Сергей Вартанян попал в десятку российских ученых, чья работа имела наибольшее значение для мировой науки. Но ведь факт находки карликовых мамонтов породил и целый ряд вытекающих вопросов, и главный из них – почему мамонты вымерли?
Ученые почти не сомневаются, что нынешний остров Врангеля был частью материка до того, как произошли катастрофические изменения климата. Кроме мамонтов с острова Врангеля, ученые проанализировали и их сородичей с севера Якутии, Новосибирских островов и с полуострова Таймыр и выяснили, что после той самой климатической катастрофы все же осталась значительная популяция, которая из последних сил довольно долго, несколько тысяч лет, цеплялась за жизнь на краю земли.
В тундровой зоне Таймыра, там, где ныне нет ни одного дерева, около 4-5 тысяч лет назад шумели лиственные леса. Анализы спор и пыльцы растений того времени показывают, что там в обилии произрастали кустарники, карликовые ивы и березы, ольховник. И долгое время этой ботаники было достаточно, чтобы прокормить пусть и карликовых, но мамонтов.
Мамонты, которых нашли на острове Сергей Вартанян и другие, страдали от многочисленных болезней – это тоже с неопровержимостью доказывают анализы останков. Замкнутость популяции, ее малочисленность привели и к постепенному вырождению по причине близкородственного скрещивания, стала уменьшаться кормовая база.
А потом, в довершение ко всему, сюда пришел человек – он закончил дело, начатое природой.