Ни телевидения, цветного или хотя бы черно-белого, ни фототелеграфа в 1879 году еще не существовало. Родители сделали все, чтобы дать сыну прекрасное образование, а базу для него заложили в детские годы. Занятия музыкой – ничего лишнего, просто для общего развития – начались с отцовских упражнений, у того был абсолютный слух и он отлично играл на скрипке.
Музыканта удалось сделать из младшего сына, Аршака, — он стал музыковедом, профессором, директором Ереванской консерватории имени Комитаса. А Ованес отправился совсем в другое плавание – в Германию, в Мюнхен. Провел он там один семестр, а после соблазнился химическим отделением университета в Цюрихе. Химии Ованесу показалось мало, и он дополняет ее специальностью инженера электрика, полученной в Берлине, в третьем по счету своем университете.
Космическая медицина Норайра Сисакяна, или Чем армянин Гагарину помог>>
При всей заинтересованности в естественнонаучных и технических дисциплинах, Адамян серьезно изучал архитектуру и живопись – музыка же так и осталась в приоритетах. Он играл в шахматы с Капабланкой, и Капабланка не отказывался от партии, для победы гениальному шахматисту приходилось потрудиться. С известными музыкантами Адамян исполнял классические произведения, устроил несколько своих мини-выставок на Монмартре.
Он любил бывать в знаменитом берлинском Cafee des Westens, где собирались талантливые до безумства художники на рубеже двух веков. Берлинцы между собой называли кафе сложносочиненным немецким словом, получалось что-то вроде "кафе для маний величия". На одном из столиков этого кафе Адамян как-то набросал за пару минут рисунок, изящный настолько, что хозяин кафе накрыл столешницу стеклом, чтобы сохранить произведение.
Но искусство осталось лишь хобби, пусть и отточенным почти до совершенства. Работал же Адамян в том же Берлинском университете у профессора Артура Корна, который в то время занимался проблемой передачи изображения по телеграфу.
Проходит еще несколько месяцев, и Адамян регистрирует второе изобретение. Это был аппарат двухцветного телевидения и он, впервые за всю историю развития техники передачи изображений на расстояние, был успешно испытан в экперименте. Телевизор Адамяна произвел цветную передачу изображения по проводам на расстояние 600 км. За это же изобретение 1907 года Адамяну в следующем году были выданы английский и французский патенты, а в 1910 году — российский.
Яркая жизнь и нелепая смерть: как армянский светоч физики ждал женскую грудь из США>>
В 1913 году изобретатель переезжает в Россию. В Петербурге он создает лабораторию и продолжает свои эксперименты в ней. За четверть века Адамян получил 24 патента на изобретения, но это далеко не полная картина его научной деятельности, так как до сих пор еще не удалось собрать весь его архив. Многое, в том числе и оригинальные установки, безвозвратно погибло в годы Второй мировой.
Потом были другие ученые, изобретатели, которые сделали то же самое, но гораздо позже – англичанин Джон Байрд, например, испытал аналогичное устройство двадцать лет спустя после Адамяна, в 1928 году. Ни о каком научном плагиате речь здесь не идет, Байрд просто не знал о работах Адамяна.
В документах, которые счастливо пережили войну, отражены замыслы ученого по вопросам цветного телевидения и фототелеграфа, автоматики и прикладной электротехники. Адамян, к тому же, признан первым ученым, успешно осуществившим фототелеграфную передачу изображений с применением промежуточного клише.
Этот аппарат, по сути, был первым в мире собранным цветным телевизором. А Адамян уже мысленно примеривал возможности своих изобретений для исследования космоса.
Этим планам не суждено было сбыться – изобретатель прожил чуть больше полувека. В 1932 году он скончался в Ленинграде, и почти через 40 лет, в 1970, его прах был перевезен в Ереван и захоронен в Пантеоне.
Против чего взбунтовалась мать будущего Армянского Католикоса, или Тайна надгробия Вазгена>>
Последней работой Адамяна стало "устройство для воспроизведения изображений, записанных на пленке". Фактически, утверждают специалисты, Адамян спроектировал прототип видеомагнитофона. Авторское свидетельство на него было выдано посмертно.