Арам Гарегинян, Sputnik
Студенты-физики из Еревана усовершенствовали свою модель озоновой очистки воздуха и воды.
Авторы технологии – ребята с физфака ереванского государственного университета: Размик Арамян, Вагаршак Акопян и Гоар Ованнесян. Первую модель они представили в июле 2017 года в летнем лагере стартапов на озере Севан (Sevan Startup Summit). Но на этом не успокоились. Бить микробов стали с новой силой. Озон – это почти тот же кислород, только в его молекуле не два атома, а три. Поэтому окислительные способности у него намного сильнее. А для бактерий это – верная смерть.
Грузинский джинн в лампе из-под "колы": зачем армянам иностранные пузырьки в шипучке?>>
Ноу-хау студентов – экономичный метод синтеза озона. При аналогичной мощности, их прибор будет стоить намного дешевле.
Папа! Твой сын уже что-то умеет!
Любой отец от этой новости становится сильнее супермена и радостней ребенка (верно, папа?). Эта радость объединяет всех пап на планете, будь то актеры, физики или скотоводы.
Отец Вагаршака, скорее всего, чувствовал себя именно так, когда его сын-студент с товарищами приехал к нему из Еревана в далекое село Аржис, в горах на берегу реки Воротан.
Вагаршак провел друзей на отцовскую ферму, где они заперлись, а через два часа вышли… совершенно чистые.
"Это не ферма, а скорее хлев. Тут нет ни вентиляции, ни автоматической очистки. Понятно, что загрязнение высокое и летом, и зимой. На жаре отходы разлагаются быстрее, а зимой нет вентиляции. Все щели законопачивают, чтобы коровы не замерзли", — поясняет Вагаршак.
Через два часа в закрытом хлеву на 70 квадратных метров бактерии практически вымерли, а запах — исчез.
Речной контакт: зачем армяне и турки вместе копают дно реки Аракс?>>
Этой же зимой прибор испытали в обычной квартире в ереванской многоэтажке. И как нельзя кстати, потому что папа сильно заболел гриппом. А мама лечила его и пыталась не заразить детей. А поскольку в обычной квартире – и семья обычная, то часто проветривать комнаты они не могли. Ведь пришлось бы снова их отогревать. И хотя зима в Ереване выдалась теплая, но переплачивать за газ могут не все.Прибор установили там – и всю оставшуюся зиму в доме никто не болел.
Озоновый "Отелло"
Бактерии озон убивает запросто, но выше каких-то пределов может оказаться опасен. Поэтому за рубежом разрешают использовать только те озонаторы, которые не допускают запредельных концентраций.
Но если использовать его в меру, то для животных и человека он практически безвреден, так как быстро разлагается. За 20-30 минут большая его часть распадается на обычный кислород. Задушил бактерии, сделал свое дело — и ушел. Совсем как венецианский мавр.
"Если проветриваете комнату, то можно, например, выйти на прогулку, а когда повернете обратно к дому – выключаете установку. Тогда к вашему приходу от него останется только слабый аромат, как после дождя с грозой", — говорит Размик Арамян.
По этой же причине озонированную воду можно пить, не опасаясь дисбактериоза кишечника.
На Западе озонаторы широко используют для воздуха и воды. Немного хлора добавлять все-таки приходится, потому что озоновая очистка, как мы уже сказали, ограничена во времени. Но после такой очистки хлора достаточно в четверть обычного, — добавляет Гоар Ованнесян.
…"А первая в Ереване, да?" Да!
Озон убивает бактерии, но не разлагает минеральные вещества, содержащиеся в воде. А армянская вода ими и славится. И не только минеральная, но и обычная, которая "кран открываешь — течет". От этих соединений у нашей воды и появляется тот приятный вкус, который удивляет чужестранцев.
Совершенствовать установку будут и дальше. Надо улучшить диффузию, то есть распространение озона в воде, чтобы очистка была эффективнее.
Их работой уже интересуется несколько компаний. А выходить они хотят не только на местный рынок, но и на зарубежные. Для этого они надеются накопить на международную сертификацию своего прибора.