"Прогулки по планетам" великого армянина, или Как взбешенный Кемурджиан луноход заправлял

© Sputnik / РИА Новости / Перейти в фотобанкМакет "Лунохода-2"
Макет Лунохода-2 - Sputnik Армения
Подписаться
Колумнист Sputnik Армения Рубен Гюльмисарян вспоминает о создателе первых в мире планетоходов - Александре Кемурджиане, чьим именем названа одна из самых малых планет Солнечной системы.

Ученые обычно делятся на теоретиков и практиков, особенно в такой сфере, как космическая. Один высматривает в телескоп далекие галактики и планеты, занимаясь умными вычислениями, другой работает над созданием аппаратов, способных долететь до этих планет и по ним передвигаться. К последним относится выдающийся конструктор и инженер Александр Кемурджиан.

Армянский физик — "мозг" эксперимента: ученые со всего мира заглянут в "преисподнюю">>

Владимир Путин и Артем Оганов - Sputnik Армения
"Отец" борофена армянин Артем Оганов рассказал о материале будущего

Родился Александр Леонович в 1921 году, во Владикавказе, в армянской семье. С самых юных лет он все время что-то мастерил из подручных материалов – всякие шестеренки и разные причудливые, не существующие в реальности, механизмы и машинки, бесполезные, на мамин взгляд. Она это все постоянно выбрасывала, но появлялись новые штучки, и так продолжалось до тех пор, пока в 1940 году Кемурджиан не отправился на учебу в Москву, в Бауманское училище. Выбор вуза был идеальным – Кемурджиан идеально вписывался в его требования и по знаниям, и по своим умениям.

Но, как принято говорить, вмешалась война. Призыва он не избежал, да, видимо, и не хотел. Хотя мог – по причине слабого зрения, но пришел добровольцем в военкомат, который не надо было уговаривать. А пройти войну пришлось до самого последнего дня, причем в беспощадных местах – это Курская дуга, форсированные Висла и Одер.


К учебе Кемурджиан вернулся после войны, по окончании Бауманского с красным дипломом получил направление в Ленинград, во ВНИИ-100, как он тогда назывался, а позже – ВНИИтрансмаш, разумеется, насквозь засекреченный. Это распределение было почетным – туда брали на работу только отборных специалистов. Через восемь лет Кемурджиан, защитив кандидатскую, возглавил отдел новых принципов движения. Помните "Понедельник начинается в субботу" Стругацких?..
Джордж Авакян - Sputnik Армения
"Золотой век" Авакяна, или За что армянскому cамоучке великий Армстронг дал $10

Так начинается разработка и практическое создание луноходов и марсоходов, планетоходов вообще, в том числе – аппарата, способного перемещаться прыжками на марсианском спутнике Фобосе. Это было начало подобных разработок в Советском Союзе, в немалой степени определивших мировые тенденции в таких исследованиях.

Потом случился Чернобыль – Кемурджиан поучаствовал и там. В самые короткие сроки был создан робот с дистанционным управлением для передвижения в зараженной зоне. Два таких аппарата много поработали, расчищая завалы и ликвидируя радиоактивные материалы. Это была поистине гениальная работа ученого, учитывая задачи и степень срочности.

Фактически, Кемурджиан основал собственную школу. Для этого он самолично искал и находил лучших специалистов по всей стране, чтобы воплотить теоретические разработки в сконструированные аппараты. Машины надо было испытывать, команда ученых и инженеров сама придумывала методы испытаний, а для этого нужно было имитировать вакуум, гравитационные и температурные условия на поверхности тех космических объектов, для которых они были предназначены. Для испытаний в распоряжении ВНИИтрансмаш были полигоны в Средней Азии и на Камчатке.


В 1965 году стартовали работы по созданию советского аппарата. Тут развернулись дискуссии о том, какая она, лунная поверхность, – рыхлая или твердая. Королев решительно прервал грозящие стать нескончаемыми споры, постановив, что луноход должен быть рассчитан на достаточно твердый грунт, наподобие пемзы. Ровно через год спускаемый аппарат, на Луне прилунившийся, подтвердил абсолютную правоту Королева.
Фотография Уинстона Черчилля, сделанная Юсуфом Каршем - Sputnik Армения
Сверхнаглостью рожденный: как армянский гений Карш снял Черчилля и Че Гевару

Через четыре года подошло время испытаний. Кемурджиан совместно с вулканологами определил несколько испытательных площадок возле камчатских вулканов. У вулкана Шивелуч луноход ездил на аккумуляторах, подзаряжавшихся от движка бензопилы "Дружба". Конечно, дополнительной нагрузки машина не несла, ибо земное тяготение, вшестеро превосходящее лунное, само по себе хорошая нагрузка. Луноход не разгонялся быстрее 2 км/ч и имел датчики, отключавшие питание при критических углах наклона.
Разумеется, вместе с другими отправился на испытания и Кемурджиан.

Тут началось самое интересное – во-первых, вертолет, на котором летела группа ученых, чуть не упал, все обошлось очень жесткой посадкой. Ученых забрал другой вертолет, они вернулись обратно, но второго свободного, чтобы долететь, наконец, до Шивелуча, не оказалось. Самое главное, никому сказать нельзя, куда и зачем летят эти люди – все засекречено строжайшим образом и придумана какая-то легенда.

Через пару дней беготни и хлопот вертолет дал "Аэрофлот", но без бензина. А бензина у местной администрации не было – идет танкер, но ему еще недели две пути. Так что – нет ни начальства, ни бензина, бесхозный луноход находится у вулкана, а ученые – безвыездно в поселке Ключи. Взбешенный Кемурджиан решает действовать сам и устанавливает контакт с военными, пробуя получить бензин у них.
Как рассказывает Кемурджиан в своих воспоминаниях, опубликованных уже в постсоветский период, прямо на следующий день к ученым заявляется некая личность и предлагает такие условия: цена вдвое выше государственной, оплата наличкой, 25 тонн бензина и тонна масла обойдутся в 10 тысяч рублей. Деньги невероятные в то время, на пару автомашин легковых. Где их взять?
Председатель совета директоров компании ABBYY Давид Ян - Sputnik Армения
Сын армянки и китайца: как "безумные" проекты Давида Яна изменили мир

Кемурджиан делает невозможное: садится за переписку, шлет телеграммы, и буквально через сутки деньги приходят. На свой страх и риск, без каких-либо бумаг, документов и расписок, отдает лично невероятную сумму незнакомцу. Риск оправдался, топливо было получено, и луноход прошел испытания, вопреки всем злоключениям.

Кемурджиану неоднократно предлагали остаться в Америке, сулили выгодные контракты и соблазнительные контракты. Он остался непреклонен, всегда возвращаясь к родным истокам, к той земле, с которой стартовали в космос спроектированные им машины. Кстати, любой аппарат всегда справлялся со своими задачами – на Луне ли, на Марсе или Венере.

Скончался Александр Леонович Кемурджиан 24 февраля 2003 года. Выдающийся ученый похоронен на армянском участке Смоленского кладбища Санкт-Петербурга.
Лента новостей
0