Жанна Погосян, Sputnik Армения
"Мужчина-писатель может быть посредственностью, у женщины-писательницы нет такого права", — именно такой совет дала на закате своей жизни первая армянская романистка Србуи Тюсаб (Ваганян) начинающей писательнице и защитнице прав женщин Забел Есаян.
Это конец XIX века, Константинополь, армянская интеллигенция выступает против режима Абдулы Гамида, собирается за обсуждением литературных манифестов, занимается совершенствованием армянских школ и училищ, не подозревая о том, что спустя всего лишь десять лет все это будет уже не важно.
Элбис Гезаратсян, Србуи Тюсаб, Сибил (Забел Асатурян), Аршакуи Теодик, Анаис (Евпиме Аветисян), Заруи Галемкерян, Мари Бейлерян, Забел Есаян, Заруи Бахри, Айкануш Марк, Сиран Сеза: о большинстве этих женщин не слышали не только в миру, но и в академических кругах: в текстах и в исследованиях об армянской литературе, истории и журналистике упоминания о них встречаются крайне редко.
Они не называли себя феминистками или активистками, отстаивающими права женщин, но по сегодняшним меркам — они ими были — по своей сути. По иронии судьбы, исследованием жизни многих из этих женщин занялась еще одна женщина, родившаяся в Стамбуле, Лерна Экмекчиоглу. Пользуясь исследованиями Экмекчиоглу и малочисленными другими источниками, Sputnik Армения коротко расскажет о некоторых первых армянских феминистках.
Эльбис Гезаратсян
"Женщины похожи на соловьев, которые вместо того, чтобы петь самим, позволяют петь и раздуваться от гордости мужчинам-воронам".
"Гитара": именно так назывался первый в мире армяноязычный журнал про женщин и для женщин, а Эльбис Гезаратсян была его основательницей и редактором. "Гитара" выходила в свет всего семь месяцев, первый номер журнала появился в августе 1862 года в Константинополе. Почему именно "Гитара"? Неизвестно. Но можно предположить, что ставка была сделана на очевидную ассоциацию этого музыкального инструмента с женским телом. В первом же выпуске "Гитары" Гезаратсян опубликовала четыре статьи на тему прав женщин: "Обращение к молодым девушкам", "Служение обществу", "Дух патриотизма" и "Иметь права – это не наглость". О личной жизни Эльбис почти ничего неизвестно. Умерла она в 1911 в Александрии в 80-летнем возрасте.
Србуи Тюсаб
"Супружество должно быть основано на желании двух сторон, а не на золоте или комфорте. Но это очень редкое явление – спрашивать девушку,чего она хочет".
— Дочь, ты еще молода, ты не знаешь жизни.
— Отец, если даже я не знаю жизни, я знаю, чего хочет мое сердце.
Это диалог из романа Србуи Тюсаб "Сирануйш". Восемнадцатилетняя Сирануйш заявляет, что не хочет выходить замуж за богатого мужчину, которого выбрал ей отец, так как влюблена в молодого художника. История заканчивается трагически: Сирануйш все-таки выходит за богатого, на фоне нервного расстройства начинает постепенно чахнуть и умирает, не достигнув 20 лет.
"Сирануйш" – второй роман Србуи Тюсаб. В заголовках всех трех ее романов фигурируют женские имена: "Матья", "Сирануйш", "Араксия".
Тюсаб, в девичестве Ваганян, взяла фамилию мужа, французского пианиста Пола Тюсаба. Србуи родилась в богатой семье, получила образование за границей, в Париже. Она была яркой представительницей армянской интеллигенции, писала статьи для нескольких изданий, была ярой сторонницей орфографической реформы армянского языка. В своих статьях она поднимала вопрос о праве на свободный выбор женщин, чем вызывала огромную критику со стороны ее коллег-мужчин.
Тюсаб же считала, что единственный верный путь к эмансипации лежит через просвещение.
Забел Есаян
"Женщина рождена не для того, чтобы лишь быть приятной мужчине. Женщина рождена, чтобы самосовершенствоваться, работать и быть полезной обществу".
В своих мемуарах Забел Есаян пишет, что именно после встречи с Србуи Тюсаб приняла решение стать писательницей. Забел написала множество романов: "В зале ожидания", "Сады Силидары", "Фальшивые таланты", "Моя душа в изгнании", и т.д. Она была единственной женщиной, включенной в список армян, которых 24 апреля 1915 года младотурки должны были арестовать и депортировать. Но Есаян удалось сбежать, она перебралась в Болгарию, а затем уже — во Францию.
Есаян – единственная из вышеперечисленных женщин, которая жила в Советской Армении. Примкнув в Париже к коммунистическому движению, Есаян затем решила переехать в Армению, где стала преподавать литературу в Ереванском государственном университете. Студенты ЕГУ впервые видели преподавательницу, которая читала лекции, сидя на столе и с сигаретой в руках. В 1937 году Есаян была арестована по обвинению в антисоветской агитации и приговорена к ссылке в Сибирь, откуда уже не вернулась.
Айкануш Марк
"Не отрекаясь от дома, мы должны проложить новый путь – к своим правам".
Айкануш Топузян придумала себе псевдоним, взяв за основу имя отца — Маркара. Начала она свою деятельность в женской учительской семинарии имени Никогосянц. Ее первый роман назывался "Душа девушки", а первая основанная ею газета — "Цветок". Но главным делом ее жизни стало издание "Армянка", в котором она была редактором на протяжении 13 лет. "Армянка" выходила в свет дважды в месяц и была одним из главных армяноязычных изданий, появившихся после Геноцида. Сама Марк считала "Армянку" не только рупором женского голоса, борющимся за равноправие, но и неким мостом между Советской Арменией, диаспорой и армянами, оставшимися жить в Турецкой республике. Марк верила, что равноправие между мужчинами и женщинами вполне возможно, при условии сохранения некоторых патриархальных традиций.
Прожив интересную и насыщенную жизнь, первые армянские феминистки отошли в мир иной по-разному: одна была убита во время Геноцида, другая репрессирована сталинским режимом, некоторые встретили достойную старость во Франции или в США. Их всех объединяла вера в то, что женщина должна иметь равные с мужчинами права. Используя разные площадки, все они всю свою жизнь посвятили борьбе за равенство двух полов.