Sputnik, Лев Рыжков
Фильмом закрытия 39-го Московского международного кинофестиваля стала картина Софии Копполы "Роковое искушение". Это невероятно красивое кино со звездами первой величины: Колином Фарреллом, Николь Кидман, Кирстен Данст, со стремительно восходящей актрисой с внешностью секс-бомбы Эль Фаннинг. В отличие от большинства фестивальных работ "Роковое искушение" скоро появится в самом широком прокате.
Хрупкая эстетика
Скажу сразу, я этот фильм посмотреть хотел. Я запал на него с первых же кадров трейлера. И не суперзвезды в главных ролях притягивали автора этих строк. И не загогулины сюжета (который, в общем-то, в трейлере изложен полностью). Дело было в некоей атмосфере легкой и неуловимой красоты, которая чувствовалась в каждом кадре. Знаете, как на старинное полотно смотришь, а там — краска в маленьких таких трещинках. Такая вот хрупкая и тревожная эстетика.
Дочь великого мастера сняла и загадочную полукомедию "Трудности перевода", получившую "Оскар", и трагическое историческое полотно "Мария-Антуанетта". Но самый интересный, атмосферный и безумный фильм, созданный Копполой, это "Девственницы-самоубийцы" — невыносимо трагический, но в то же время и смешной и от того еще больше печальный.
Насколько великим мастером является эта молодая еще женщина, рассудит время. Но индивидуальный творческий почерк у нее есть. Да такой, что его не повторить при всем желании.
Призрачная красота
Весь фильм пропитан красотой благородного упадка. Подобное мироощущение несли когда-то английские прерафаэлиты и, наверное, русские поэты Серебряного века. Каждым кадром можно любоваться, как картиной. Все гармонично, все в мягком, уютном полумраке. Когда вокруг красиво именно подобным образом, так и ждешь, что из-за угла плавно выплывет печальный и умилительно порочный призрак. Не зря ведь название — "Роковое искушение" — намекает на некую запретность вкушаемого зрительным залом плода.
Прекрасны пейзажи полузаброшенных садов и лесных аллей. Невероятно благородны, но и скромны интерьеры. А женщины (в фильме, в основном, задействованы только они) ходят в настолько запредельных кринолинах, что "Оскар" за лучшие костюмы, думаю, "Роковому искушению" обеспечен.
В общем, картина манит и гипнотизирует. Не удивлюсь, если дочь великого мастера между делом овладела нейролингвистическим программированием.
Девственницы-убийцы
Сюжет — несложный, но психологически благодатный. В полузаброшенный пансион для благородных девиц попадает раненый солдат. А дело происходит в самый разгар гражданской войны в США. Девицы и их наставницы дают ему приют, лечат. Все сразу в него влюбляются. Но в таком случае избраннице единственного мужчины в царстве женщин — ох, не позавидуешь. Да и самому герою девичьих воздыханий — тоже.
Сложно поверить, что кинематографической основой "Рокового искушения" стал старинный вестерн с Клинтом Иствудом — грубый, брутальный и кровавый. Но в чутких женских руках Софии Копполы незамысловатая мясорубка на фронтире превращается в пространство изысканных мучений. Со зловещими рюшечками.
В своем роде перед нами — продолжение уже упоминавшихся "Девственниц-самоубийц". Только если там разрушительная энергия героинь была направлена на себя, то в"Искушении…" — уже вовне.
О звездах
Об актерах. Колин Фаррелл в роли раненого солдата сначала казался мне весьма слащавым типчиком. Но потом я переменил свое мнение (такое тоже бывает). То, что надо — этот Колин Фаррелл. И играет натурально, и в призрачную красоту вокруг вписывается. Таким герой, видимо, и должен быть.
Николь Кидман исполняет роль дамы предпенсионного возраста. Она строга, чопорна, несет себя важно и солидно. Но в глубине ее существа чувствуется шаловливый бесенок. Николь Кидман все это ощущение передает без лишних слов.
Кирстен Данст тоже убедительна в роли строгой училки бальзаковского возраста. Кряжистая такая женщина получается, хоть и в кисейных кружевах. Коня на скаку остановит. Влюбится в тебя такая — и не забалуешь у нее. Кирстен Данст — несомненно, первоклассная актриса, только открывающая многочисленные грани своего таланта.
Юная красотка Эль Фаннинг невероятно очаровательна, но такой порочной, на сомнительные подвиги зовущей красотой, что даже дух перехватывает.
После многочисленных 3D-поделок со спецэффектами смотреть "Роковое искушение" — одно удовольствие. Но было бы ошибкой ждать лихого экшна и головокружительных поворотов. Смотреть это кино надо как красивую картину, которая (давайте представим) ожила и рассказывает нам таинственную, безусловно зловещую историю.
И в заключение отмечу, что под всеми рюшечками и кринолинами отчетливо просматривается самая, что ни на есть, злоба дня. Это — новая политкорректная реальность, негласное торжество всемирного феминизма. Запад идет к тому, что уже скоро мужчины будут упразднены за ненадобностью. Об этом официально не объявлено, но София Коппола это чувствует. И осмысляет.
Для мужчин итог этого осмысления — не самый радостный. Плохо, мол, без вас, но перебьемся как-нибудь. Такие дела.