ЕРЕВАН, 16 мар — Sputnik. Миссия МВФ обсудит новую техническую поддержку для Армении. Об этом Sputnik Армения сообщил замминистра финансов республики Армен Айрапетян.
В ходе очередной миссии специалисты фонда изучат макроэкономическую обстановку Армении (государственный долг, доходы и расходы бюджета, инфляция). Что "больнее", то и предложат "подлечить".
Так, в последние 1-2 года фонд рекомендовал следить за дефицитом бюджета, потому что в 2014-15 годах он вырос до 4,8% и 5,9% ВВП. Но теперь стабильность в целом достигнута. В 2017 году дефицит составил 4,7%, а в 2018-19 годах намечен на 2,5 – 2,6% ВВП.
Московский бизнесмен Камо Авагумян "потолстеет" — армянин скупает конкурентов>>
"По итогам анализа МВФ выделит новые приоритетные направления и выскажет рекомендации по ним", — заявил замминистра.
Страна советов
Советы – вот все, что сейчас нужно Армении от МВФ. Последняя кредитная программа типа Extended Arrangement (на 82,2 миллиона SDR, или 110 с небольшим миллионов долларов) закончилась в 2017 году. Новых денег от фонда в ближайшие годы просить не будут. Почему?
Кредиты МВФ выдаются на общие бюджетные нужды: если в казне "под момент" не оказалось денег. Часто такая помощь оказывается очень кстати, ведь пенсионеры и поликлиники ждать не могут. Но отдача для экономики от таких кредитов невелика. Проще говоря, "взял в долг – купил буханку – съел – снова проголодался".
А если взять кредит на поддержку бизнеса или строительство линии электропередачи, то кредит закончится, а результат останется. Поэтому текущие расходы власти Армении хотят осилить сами, а кредиты брать только на целевые проекты.
До 2022 года уже составлен план кредитов – на 1,8 миллиарда долларов. Это меньше, чем раньше. Для сравнения, в 2017 году внешний долг правительства вырос примерно на 660 миллионов долларов, а в 2018 году новых кредитов (речь снова о внешних) возьмут только на 280 миллионов.
В долг берем не на рыбу, а на удочку
То, как Армения будет управлять своими долгами, оценило и международное рейтинговое агентство Moody"s. Кредитный рейтинг Армении подтвержден на уровне B1 (в середине шкалы, ближе к низу), но прогноз сменен со стабильного на положительный.
В первую очередь там обратили внимание на новые правила, по которым Армения будет брать в долг. Если раньше правила строились на том, сколько можно брать, то теперь – на том, как суметь возвращать.
Армяне шьют одежду для чужих брендов: сможет ли текстильная отрасль сделать рывок>>
Раньше верхним лимитом госдолга были 60% ВВП. Как повысить платежеспособность на будущее, не указывалось. А теперь меры предосторожности включаются уже с 40%. В этом случае капитальные затраты в бюджете должны быть не ниже бюджетного дефицита (считается, что строительство инфраструктур помогает будущему росту экономики).
Если долг перевалит за 50% ВВП, то правительство должно будет ограничить текущие расходы (не считая погашений госдолга – тут придется платить сполна). А вот зарплаты бюджетников, пенсии, расходы на больницы и поликлиники должны расти медленнее, чем растет ВВП. А если долг превышает уже 60% ВВП, включается второй, более сильный "тормоз": текущие расходы должны расти медленнее и ВВП, и сбора налогов.
В связи с этим ожидается и стабилизация госдолга правительства (долг Центробанка не лимитируется). По итогам 2017 года, долг правительства (внешний и внутренний) составил 53,1% ВВП (расчет на основе статданных, окончательный отчет пока не опубликован). В 2018 и 2019 годах долг ожидается в размере 56,5% и 54,2% ВВП.
Эти и другие факторы и рассмотрит МВФ для своих рекомендаций, которые подготовит в течение двух недель.