Ох уж эти поэты: "слава богу, мы - не Швейцария", или Зеленые чернила как повод уволиться

Поэтесса Асмик Симонян
Современным писателям во всем мире приходится несладко: книги продаются маленькими тиражами, читатели могут их творчество разнести в пух и прах в соцсетях, а популярность не приносит финансовой прибыли. Sputnik Армения побеседовал об особенностях жизни поэта с одной из ярких представительниц современной армянской поэзии Асмик Симонян.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Поэтесса опубликовала свою первую книгу в 17 лет, а сейчас уволилась с работы в книжном магазине, чтобы работать над третьей книгой. Доходов с первых двух книг хватило на пару заходов в супермаркет. Беседовала Жанна Погосян.

— Где ты работаешь? Или зарабатываешь только творчеством?

— У меня почти всегда была работа, чаще всего она имела отношение к книгам и творчеству, последняя была в книжном магазине. Уволилась я оттуда вчера, чтобы спокойно поработать над моей третьей книгой.

— Вспомнишь интересные случаи из книжного?

— Мне особенно было интересно советовать людям "их" книги, находить героев, которые могли бы стать их "альтер эго". 

Работа мастера Норика Аствацатурова
"Американская мечта" армянина из Баку, или Как США признали армянскую чеканку
Например, как-то пришла к нам одна девушка, с потерянным взглядом, мы разговорились, и я узнала, что у нее долгие отношения с парнем, которые так и не приводят к свадьбе. Это ее волновало. Я ей и посоветовала купить "Белое сердце" Хавьера Мариаса, посмотреть на ситуацию со стороны и не жалеть о том, что она не замужем. Был и такой случай: зашел к нам парень в черном спортивном костюме, вылитый гопник, и сказал, что он слышал: "Джойс — писатель что надо", и он хочет его прочесть. От этой его фразы о Джойсе мне стало очень смешно. Я его спросила: какого автора он в последнее время читал. Выяснилось, Ширванзаде, причем в школе. Ну, все ясно, подумала я, если я ему отдам Джойса, тот перевернется в могиле, а парень ничего и не поймет. Дала ему Ремарка, он ушел. Конечно, с коммерческой точки зрения книга Джойса была намного дороже. Но я просто не смогла бы ему продать эту книгу. 

— Как ты обеспечиваешь себя финансово?

— С огромным трудом. Невозможно заработать на жизнь одним писательством. Конечно, бывают разные коммерческие проекты, но именно продажей книг заработать невозможно. Мои две прошлые книги вышли тиражом в 500 штук. Доход от их продажи поделили между книжными магазинами, издателями и мной. Те деньги, которые остались мне, я потратила за два дня, просто зайдя в супермаркет. Я никогда не думаю об аудитории, которая прочтет мои произведения, купит мои книги. Я просто пишу для себя.

Поэтесса Асмик Симонян

— Интересно ли жить поэту в Армении?

— Очень. Наша страна — как подросток в том возрасте, когда акне мучают; сейчас мы на перепутье социальных, политических, духовных проблем. Всегда можно найти, о чем писать. Мы же, слава богу, не Швейцария, и никогда ею не будем — страна, где все настолько классно, что становится скучно. Если бы я жила там, мне пришлось бы, наверное, отрезать руку, например, чтобы было о чем писать.

— Как у тебя рождаются стихи?

— В юности все было просто — я писала либо когда мне было чересчур хорошо, либо когда мне было очень плохо. 

Цена победы: откровения армянки из Баку, покорившей Америку
Находясь на пике эмоций, я их сразу сбрасывала на бумагу, ставила свою подпись и все — забывала напрочь об этом стихотворении и к нему больше не подходила. Однажды, когда мне было 15, мой 7-летний брат вошел в мою комнату в тот момент, когда я писала. Увидев мое сумасшедшее состояние, он начал заикаться, так его напугал мой вид. Но сейчас писательство для меня — огромный, черный труд. Я могу работать над одним стихотворением 15-20 часов, невозможно чтобы я столь долгое время находилась на пике эмоций. Мне, наоборот, нужно быть совершенно собранной, холодной, даже безразличной, чтобы писать.

— Есть какая-то особая техника, которую ты используешь во время творчества?

— У каждого писателя своя техника и свои секреты. Могу сказать, что у меня есть свои особые ритуалы — я пишу только от руки, зелеными авторучками на листах А4 и поблизости не должно быть ни души. Если я сделаю хотя бы одну ошибку, или какая-то буква или точка мне не нравится, я переписываю все стихотворение на другом листе. И так до тех пор, пока оно не будет идеальным. После этого я обязательно набираю все на компьютере, потому что на следующий день не смогу расшифровать свой же почерк.

Возвращать в жизнь — работа такая, или Когда врач — мастер на все лицо >>

— Самый большой кайф писательства?

— Знаешь, в Древнем Риме авторами считали тех людей, которые завоевывали территории. В этом и есть вся фишка нынешнего автора, поэта, писателя, художника — мы все завоевываем территории. Если ты испытаешь эту страсть завоевания хоть однажды, ты просто подсядешь на нее, как на наркотик. Ведь ты завоевываешь людей и миры. Ты играешь с ними со всеми, ты — их властелин. Ты разрушаешь язык и собираешь его, ты позволяешь языку разрушить и собрать себя. Это необыкновенное ощущение.

Поэтесса Асмик Симонян

— Можно ли поэзией излечить?

— Тут все просто — чтобы избавиться от живого мертвеца, нужно его похоронить и забыть. Когда ты превращаешь душевную боль в стихотворение, она не проходит, но становится физически ощутимой.

Гаяне Хачатрян вернула к жизни более 30 "потерянных" людей >>

— Поэзия убивает или укрепляет любовь?

— Когда-то поэзия высасывала всю энергию у людей, от них мне оставались только мои строки. Если бы это было один-два раза, я бы и не подумала, что поэзия тут замешана. Но вот как объяснить — ты счастлива со своим мужчиной, вы уже решили жить вместе, строить совместную жизнь, ты пишешь о нем и — бум! — любви как не бывало. В эти моменты мне так хочется с ней расстаться, больше никогда не писать, жить, как все нормальные люди. Но это невозможно. Поэзия — это ревнивый любовник и поводок на шее в одном лице, она не допускает тебя и на сантиметр к чему-то другому, кроме тебя.

— А невозможно ли снять этот поводок?

— Можно его только ослабить. Ты — просто пес этого поводка, который все время давит тебе на горло какими-то засевшими строками в голове, мыслями, идеями, ассоциациями и не дает тебе дышать, пока не сядешь и не напишешь эти строки. Потом поводок ослабляется, отпускает меня погулять, почесать за ухом, помочиться за деревом. И потом опять трындит — "пиши, пиши, пиши, зачем тебе все это, ты должна писать, писать и только писать".

Поэтесса Асмик Симонян