Лаура Саркисян, Sputnik Армения
В Армении уже начали пожинать плоды запрета на ввоз праворульных машин. Несколько автомобилей из Японии, не успевших 31 марта до полуночи пересечь грузинско-армянскую границу, до сих пор стоят в нейтральной зоне.
Об этом в беседе с корреспондентом Sputnik Армения сказал директор филиала японской компании Autocom Japan в Армении Артем Давтян.
Запрет на импорт праворульных машин, несмотря на общественное возмущение, вступил в силу 1 апреля 2018 года. В Минтрансе Армении объяснили запрет тем, что в нашей стране правостороннее дорожное движение, при котором эксплуатация праворульных машин опасна.
"Несколько машин, которые не успели пересечь грузино-армянскую границу до 00: 00 часов 31 марта, остались в нейтральной зоне. Они пытались переехать границу, но так как уже было 1 апреля 00:30 ночи, их не пропустили. Более того, вывезти их обратно в Грузию тоже не разрешают. Сейчас решаем, как выйти из положения", — сказал Давтян.
Сложившуюся ситуацию Давтян, в чатности, объясняет растянутыми сроками перегона автомобилей из Японии в южнокавказский регион: пока закон принимался и утверждался парламентом Армении, многие покупали машины из Японии и организовывали их доставку, но этот процесс длится 3-4 месяца, в некоторых случаях и того дольше.
"Приняли закон, катастрофы не произошло" – к чему призвал грузинский депутат армян? >>
Прежде чем машина доедет до клиента, она проделывает долгий путь: одна только погрузка в контейнер, который вмещает 6-8 машин, может занять от одного до нескольких дней. Затем контейнер с машинами задерживается в турецком порту дней на 15 дней, еще на 3-10 дней в порту Поти (Грузия).
Как отметил собеседник Sputnik Армения, поток уже купленных машин не иссякнет еще до конца апреля. Единственный выход из ситуации — смена руля в Грузии. Давтян убежден, что логичнее будет, если власти позволят ввозить праворульные машины в Армению, однако эксплуатировать только после смены расположения руля.
Сегодня переделать машину с правого руля на левый в соседней Грузии в зависимости от машины стоит на порядок дешевле — цены начинаются от 150 долларов. В Армении та же операция обходится минимум в 350 долларов, на отдельные машины ценник может достигать двух тысяч "зеленых".
"Это обусловлено тем, что запчасти, необходимые для смены руля, завозятся в Армению из Японии через Грузию, следовательно, в Армении смена руля обходится дороже", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения один из мастеров в Грузии, который предпочел сохранить анонимность.
Он отметил, что в Армению, в основном завозят машины марки Mercedes класса C, E, A, BMW, Nissan Teana, Mitsubishi Io, Subaru Forester. Из них дороже всего обходится перекидка руля машин марки BMW.
Вместе с тем мастер отметил, что опасения относительно безопасности машины после перебивки руля немного преувеличены.
"Все зависит от мастера, который делает это. Если все качественно сделано, то проблем после перекидки не будет", — сказал собеседник.
Запрет на эксплуатацию машин с правым рулем ударил по карману всех тех, кто был вовлечен в автобизнес. Многие дилеры обанкротились, другие пытаются выйти на европейские и американские рынки.
Если в прошлом году только ереванский офис компании Autocom Japan продавал до 500 машин ежемесячно, сегодня этот показатель сократился в пять раз.