Творчество под открытым небом, превратившееся в заработок – именно так можно охарактеризовать работу уличных музыкантов. В центре Еревана есть несколько локаций, где можно не только увидеть, но и "услышать" колорит города: отечественные "савояры" играют и поют на Северном проспекте, на площади Республики и проспекте Маштоца. Sputnik Армения побеседовал с музыкантами, представляющими два основных типа уличных творцов – один играет рабис, другой – рок.
Знакомьтесь, Давид: как "нелюбовь" сделала из самого молодого сапожника Еревана "пиначи">>
Подойти с просьбой об интервью во время их работы, думала я, задача не из легких. Я же буду мешать им зарабатывать: весьма маловероятно, что прохожих зевак соблазнят праздно беседующие музыканты, и они кинут монетки в чехлы за просто так — не получив своей доли музыкального кайфа. С этими опасениями я все же подошла к играющему на кларнете мужчине среднего возраста. Дело было на площади Республики. В ответ он лишь улыбнулся:
— Что вы, это даже не час пик, на улице холодно и людей мало, так что можем и поговорить.
На мой взгляд, прохожих было более чем достаточно, но я смиренно согласилась.
— Сегодня больше 15 тысяч не заработаю.
— А это мало?
— Нормально. В хорошие дни, например, на праздники, я зарабатываю в пять раз больше.
— Ух ты!
— Да, да, — смеется музыкант, — мне гораздо выгоднее играть на улице, чем на чьей-то свадьбе. Хотя зарабатывать я начал именно на свадьбах.
Гуго Асланян, 37 лет. Именно Гуго, его полное имя – Гурген, ему никогда не нравилось. Играть на кларнете он научился в 10 лет и почти сразу стал подрабатывать на свадьбах. Выйти в народ, так сказать, он решился всего несколько лет назад, когда заказов на свадьбы и дни рождения стало значительно меньше.
— Какая-то непонятная мода пошла – звать ди-джеев на свадьбу, — с досадой рассказывает Гуго, — сейчас даже шашлык выносят под "трали-вали" (имеет в виду хип-хоп, современную танцевальную музыку). Ну что за глупости. На традиционной армянской свадьбе должен быть традиционный армянский рабис – с кларнетом, с дхолом, с кяманчой. Но людям так выгоднее – платят одному музыканту, а не целой группе.
Гуго играет любимый рабис на любимом кларнете (он называет его лучшим инструментом на планете) в любимом городе. Говорит, денег не хватает, но их бы все равно не хватало, займись он чем-нибудь другим.
Языческая Пасха в современной Армении: кто ее празднует и почему>>
— Я пробовал работать в магазине, занимался строительством. Даже если не принимать в расчет, что такая работа мне не по душе, там за месяц я зарабатывал столько же, сколько тут за неделю. А если подфартит, и кто-то сверх дневной выручки подкинет сто долларов – то и вовсе за день. Такое редко, но случается. Иногда даже кидают двадцатки (20 тысяч драмов).
Самый впечатляющий заработок для нашего следующего героя — представителя рок- и блюз-направления, гитариста Армена Овани — блок дорогих сигарет.
— Совершенно незнакомый прохожий подошел, оставил блок сигарет и ушел, — вспоминает он, — бывало, что клали 5 тысяч, 10 тысяч, даже 20 тысяч, но чтобы благодарили сигаретами — такое на моей памяти раньше не бывало.
В репертуаре Армена больше 50 разных песен – от Николая Носкова до группы The Scorpions. Иногда он поет собственные песни на армянском. Говорит, что больше всего в городе его любят слушать собаки и малыши. А молодые часто ему подпевают.
— Я обожаю играть на улице и ненавижу играть на сцене или в пабах. Понимаете, каждый прохожий привносит свою лепту в мое творчество. Своим взглядом, своей улыбкой, своей грустью. Я вдохновляюсь людьми и свежим воздухом, открытым небом, гуляющими по улице животными. Это все настолько меня дополняет, что без уличной игры я свою жизнь уже не представляю.
Армен научился играть на гитаре в 35 лет. Сейчас ему 45. Говорит, слишком долго мечтал о занятиях музыкой, но боялся, что не сможет себе этого позволить. Поборов однажды свои страхи и обучившись игре на гитаре, обрел самое главное – душевное спокойствие.
— Я не хочу быть рабом своего желудка. Лучше я буду счастлив, занимаясь любимым делом. Жаль, что мне часто мешают играть на улице.
— Кто мешает?
— Несколько раз ко мне подходили полицейские и просили играть в другом месте. Несколько месяцев назад, например, играл около метро на площади Республики – там очень хорошая акустика и много молодежи. Но администрация метрополитена попросила меня больше там не выступать. А я и не стал спорить. Теперь играю на Северном проспекте, но тут мне мешают аккордеонисты – их музыка слишком громкая, я не слышу собственного голоса.
Интереса ради, Армен решил примериться и к грузинским улочкам – попробовал поиграть в Тбилиси, но там его смутили "помощники" музыкантов: люди со шляпами в руках подходили к прохожим и собирали деньги.
— В Ереване такого нет и слава богу. Прохожие кидают деньги в чехол моей гитары, потому что им нравится моя музыка, а не потому, что кто-то их об этом просит, назойливо за ними бегая. В Ереване даже бывает, что люди, не замечая чехол, подходят ко мне вплотную и кладут деньги прямо в карман. Это означает, что они реально хотят меня поблагодарить за мое творчество. Но такое сбивает меня с толку, и мне приходится начинать песню заново, — вздыхает Армен, — конечно, пою я у всех на виду, но во время игры я как бы уединяюсь. Я как будто молюсь наедине со всеми.
Ох уж эти поэты: "слава богу, мы — не Швейцария", или Зеленые чернила как повод уволиться>>
В Ереване уличные музыканты — чисто "уличные": никто не играет в метро или в автобусах, как принято в европейских городах. По неписаным законам Еревана, уличные музыканты могут играть свою музыку до 11 ночи в любом месте, если оно не является чьей-то частной собственностью.