Из основных музыкантов армянской рок-группы "Аспарез" в Армении сейчас живут только двое — гитарист Армен Тороян и барабанщик Давид Оганджанян. Корреспондент Sputnik Армения Жанна Погосян встретилась с ними и разузнала, каково было играть тяжеляк в советские годы и почему после распада СССР распалась и группа.
– Дав, а ты помнишь, когда нас на концерт в мединститут не пустили? В 80-ом году?— спрашивает сидящий напротив меня Армен у возящегося с ударной установкой Давида. Мы находимся в его студии, половина которой забита разновидными барабанами.
– Конечно, помню, мне еще хотелось этому чуваку в костюме вмазать. Представьте себе, — поворачивается ко мне Давид, — все приготовили, со всеми инструментами явились — и на те, нас не пускают, мол, националисты вы, не нужно нам все это. Тогда мы еще не "Аспарезом" звались, а "Дейр эз-Зор" — взяли название пустыни в Сирии, где погибли несколько сотен тысяч армян во время Геноцида. После того инцидента с мединститутом решили поменять имя группы — хотя идеология осталась та же — мы играли тяжелый рок и пели про армянскую историю.
– А название "Аспарез" предложил я: встретил это слово в романе Мурацана "Геворг Марзпетуни", — рассказывает Армен, — оно мне сразу понравилось. Какое-то оно роковое, тяжелое, с буквой "З" в конце. Аспарез — древнеармянская мера длины, как миля или километр.
Перенесемся в конец 70-ых: каждый из будущих музыкантов "Аспарез" находит свой путь к рок-музыке и к своему любимому инструменту. Армена Торояна научил играть на гитаре его младший брат — Гагик Тороян, который впоследствии стал басистом "Аспареза". Отец парней был военным, семья была финансово обеспеченна, и родители поощряли занятия детей музыкой. На 16-летие родители подарили Армену электрогитару, а позднее Гагик получил в подарок бас-гитару.
Друг Гагика из школы Давид Оганджанян начал изучать игру на барабане на книгах… Именно на книгах, а не по книгам. Он ставил толстые книги рядом друг с другом, сооружал что-то вроде установки и учился держать ритм. Впервые он увидел настоящую барабанную установку в школе, в средних классах. Сел за установку, сразу сообразил, что и как нужно делать. Так и сидит за установками уже почти 40 лет.
– Мы тогда играли в наших школах во время праздников. И один день решили играть вместе, собрать группу, — говорит Армен, — я лично музыкальное вдохновение черпал в основном из двух источников — британской рок-группы Led Zeppelin и армянского поэта и музыканта Саят-Нова. Наша музыка в последствии и получилась такой — тяжелый метал с этническими элементами.
Под именем "Аспарез" группа начала выступать с 1982 года. Участникам было по 18 лет, Армену — самому старшему в группе — было 21. Им повезло — годы выступления группы совпали с перестройкой в СССР, именно тогда коммунистическая партия всячески старалась поддерживать начинания молодежи. С цензурой столкнулись они всего лишь раз, когда слово "арарич" (бог) в одной из песен пытались заменить, но не заменили. Наоборот, партия поддерживала ребят — они без проблем репетировали в Домах культуры, выступали на студвеснах, представляли Армению на советской сцене.
– В середине 80-ых мы познакомились с эстонским рок-музыкантом Гуннаром Грапсом, он приехал выступать в Ереване, — вспоминает Давид, — мы попросили его послушать нашу музыку, а он стал отнекиваться, мол, "кавказский " рок ему неинтересен. Но после уговоров он все-таки послушал нашу музыку и сказал, что именно в нашей "кавказской сути" и кроется вся соль — ему очень понравились этнические элементы, которые, если честно, мы внедряли в музыку так, играючи. А для него это, стало быть, было потрясением, новым течением в рок-музыке. Он нам сказал:
"В следующем году в Эстонии будет рок-фестиваль, я вас приглашаю. Куда отправлять приглашения?". Мы тогда замешкались и ответили — в Комсомол, — смеется Давид.
1987 году в комсомол пришло приглашение для группы "Аспарез" выступать на рок-фестивале "Тяжелое лето" в Таллине. Это было знатным событием для Советской Армении. Сразу создалась комиссия из композиторов и музыковедов, которые должны были послушать группу "Аспарез" и допустить ее к фестивалю.
– Ну вот, сидят люди с серьезными лицами (а в комиссии были такие известные композиторы, как Константин Петросян и Мартин Вардазарян) и вынуждены слушать, как мы орем и ломаем инструменты, — смеется Армен. — Дело того стоило — нас допустили на фестиваль, на котором мы не то что были единственными армянами, но и единственными "неблондинами" в толпе эстонских, литовских, русских, украинских музыкантов.
Дальше — больше, в 1987 году "Аспарез" выступила на московском фестивале "Рок-панорама", где и была сделана их любимая фотография. Несколько месяцев спустя в Армении начались митинги за присоединения Нагорного Карабаха к Армении. В апреле 1989 года по инициативе "Аспарез" на стадионе Степанакерта, в Карабахе, прошел большой концерт, с участием известных на тот момент армянских исполнителей.
– Шла война, а мы выступали в поддержку народа, — вспоминает Армен, — во время нашего выступления я первый раз в жизни увидел армянский трехцветный флаг — красный, синий, оранжевый. До этого даже на митингах в Ереване таких флагов не было.
Послесловие
"Черный сад", "Сумасшедший век", "Расскажи мне", "Эпизод из армянской истории пятого века", и другие свои песни парни "Аспарез" в 1990 собрали в свой первый и единственный альбом под названием "Анафема". После распада СССР распалась и группа — для Армении настали тяжелые времена, почти все музыканты женились, обзавелись детьми, и стало ясно, что рок-музыкой в Армении невозможно заработать.
Сейчас рокеры редко общаются друг с другом, но некоторые из них до сих пор занимаются музыкой. Гитарист Юрий Маилян в самом начале 90-ых уехал в Россию, основал свою музыкальную школу, гитарист Виталий Демурчян и вокалисты Гарик Мартиросян и Жан Дилбарян живут в России, музыкой не занимаются, басист Гагик Тороян в прошлом году переехал с семьей в США.
Армен Тороян сейчас занимается музыкальной студией "Аспарез" — записью и аранжировкой произведений разных исполнителей, в основном делающих музыку в стиле рабис. Давид Оганджанян играет в ресторане, учит подростков играть на барабане, а также поет шансон — записал два диска под именем Давид Оган.
О совместном творчестве вшестером они даже не задумываются, мол, время рока для них уже прошло. Они не делают музыку, лишь иногда слушают ее. В наушниках.