Рубен Гюльмисарян, Sputnik Армения
Легитимность формирующейся новой власти в Армении должна быть полной и безоговорочной — это чрезвычайно важно и для внутренних проблем, и для внешнеполитических контактов и насущных дел. А среди последних главенствующее место занимает тема Карабаха.
В идеале новая власть — при условии соблюдения законности, для чего на данный момент есть все основания — может получить определенные политические гарантии от мировых центров. Может и не получить, конечно, или получить меньше ожидаемого, но в любом случае гарантии эти и их существенность напрямую завязаны на процессах, идущих сегодня в Ереване. И если эти гарантии будут даны, то в карабахском урегулировании могут настать новые времена, когда степень милитаризации сторон перестанет быть основным фактором, влияющим на спокойствие или напряженность на линии соприкосновения.
Понятно, что из Баку внимательно наблюдают за происходящим у нас. Вопреки некоторым мрачным предсказаниям, боевых действий на границе не случилось, и наиболее важным здесь стали не соревнования "Формулы" в Баку или праздники в конце мая. И даже не то, что Баку получил предупреждения сопредседателей МГ ОБСЕ сидеть тихо и не высовываться.
Вопрос Карабаха можно будет обсуждать после стабилизации в Армении — МИД России >>
Нет, конечно, соревнования, праздники и сопредседатели свое влияние возымели, но главной причиной отсутствия резких азербайджанских телодвижений видится то, что еще непонятен окончательный расклад. А значит, непонятно и то, как теперь поведет себя Армения в переговорах.
Когда Ереван кипел, в Степанакерте было спокойно, и это тоже, видимо, в определенной степени обескуражило Баку, ибо ситуация доказала, что не все ереванские события ложатся калькой на степанакертскую действительность. Армия обороны несла боевое дежурство, прозвучали определенные заявления, которые быстро охладили некоторые горячие головы на Апшероне, в первые дни армянских протестов призывавшие к маленькой, но победоносной войне.
Война, если бы ее развязал сейчас Баку, получилась бы именно маленькой, но далеко не факт, что победоносной для Азербайджана. Во-первых, имидж страны, и без того сильно помятый свежими разоблачениями многочисленных взяток в европейских структурах, рисковал бы в таком случае совсем затеряться за плинтусом. Во-вторых, даже в Баку иногда учатся на собственных ошибках — там поди уже поняли, что в критических ситуациях армяне способны забыть на время любые внутренние разногласия и сплотиться в решающий момент.
Маркедонов: США признают особую роль России в карабахском урегулировании >>
Ну и в-третьих, есть основания предполагать, что реакция на очередную азербайджанскую агрессию со стороны России и коллективного Запада, если бы эта агрессия случилась, была бы совсем не в пользу официального Баку.
"США не заинтересованы в возобновлении военных действий в Карабахе и будут всячески отговаривать стороны от подробного развития ситуации", — такие слова говорят сегодня американские политики.
Позиция же России известна достоверно и не оставляет возможности двояких толкований.
Все это видится справедливым на фоне очевидности практической непричастности внешних сил к ситуации, сложившейся в Армении. А раз так, то и рисковать многим в Баку не станут — на этот раз авантюризм грозит Апшерону потерей многого, если не всякой надежды вообще.
Возврат к переговорам — единственный путь на сегодня. Правда, не совсем понятно, когда они возобновятся, ведь, скорее всего, это произойдет после внеочередных парламентских выборов в Армении. А вот что не понятно пока совсем — как изменятся подходы Армении к этим переговорам?
В Баку не устают призывать к "субстантивным" переговорам. А ну, как армянская сторона тоже решит, что пора, и подбавит в вялотекущий переговорный процесс по Карабаху "субстантивности"? Только своей, конечно, субстантивности, в интересах народов двух армянских государств.