О Карабахе помнили и те революционеры, что выступали с митинговых трибун, и те десятки (даже сотни тысяч) человек, блокирующие улицы и перекрестки в столице Армении. Помнили депутаты, политические деятели, журналисты-обозреватели, анализировавшие события в стране.
Несущие армейскую службу на линии карабахско-азербайджанского противостояния часовые следили за поведением и передвижением армейских соединений и бронетехники противника с утроенным вниманием, справедливо предполагая, что внутренняя нестабильность в Армении вполне может стать для Азербайджана соблазном попробовать повторить авантюру двухлетней давности и вновь вторгнуться на территорию Нагорно-Карабахской Республики.
Опасность этого действительно была настолько велика, насколько тревожнее информация поступала из столицы, где противостоящие политические силы никак не могли договориться.
А когда (несколько раз) дело доходило до того, что перекрывающие межгородские трассы республиканского значения протестующие блокировали даже армейские колонны, направляющиеся на место боевого дежурства, опасность становилась не просто ощутимой – она становилась буквально осязаемой.
Давайте вспомним – именно в эти дни активизировались политические силы в самом Баку. В парламенте Азербайджана созвали специально заседание по вопросу Карабаха. Прозвучали "опасения" о возможном массовом нарушении режима прекращения огня в зоне карабахского конфликта в связи с последними событиями в Армении.
В Баку надеются на гражданскую войну в Армении: сможет ли Ереван их разочаровать?>>
С другой стороны было понятно и то, что именно в эти дни азербайджанские армейские соединения и бронетехника на прорыв не пойдут. Да хотя бы потому, что на революционную Армению (а, следовательно, и на Карабах) было направлено внимание сотен телекамер и миллионов глаз со всего мира.
И если бы Азербайджан решился на подобную авантюру, то это весьма негативно бы отобразилось на его позициях в процессе карабахского урегулирования. Тогда бы мировое сообщество не смогло бы "смазать" (как в апреле 2016) вопрос о том, кто же все-таки первым нарушил режим перемирия, действующий на карабахско-азербайджанской линии противостояние вот уже почти 25 лет.
Кроме того, в одностороннем порядке начать военные действия в условиях, когда накануне с азербайджанским руководством "контачили" и международные организации (то же ОБСЕ), и руководства сверхдержав, Баку себе попросту не мог позволить.
Ведь не зря же после незапланированной встречи Налбандяна с Лавровым (армянский министр иностранных дел вылетал в Москву) Сергей Викторович сразу связался по телефону с азербайджанским руководителем внешнеполитического ведомства Мамедъяровым. Они долго разговаривали именно по карабахской проблеме.
И не зря президент Соединенных Штатов Трамп в своей поздравительной телеграмме в адрес Алиева (после очередного избрания последнего на четвертый срок) особо подчеркнул, что готов помочь последнему в процессе "мирного урегулирования карабахской проблемы".
Однако даже в таких условиях азербайджанская армия не преминула воспользоваться сложившейся ситуацией и попытаться оказать на армянскую сторону моральное давление, проводя крупные маневры в зоне видимости армянских передовых постов.
На самом деле в начале мая азербайджанская армия всегда, каждый год, организует демонстрацию военной силы и бронетехники в зоне видимости Карабаха. Эдакая попытка потрясти оружием и восполнить "комплекс неполноценности" накануне девятого мая, когда карабахцы отмечают сразу три Дня Победы: в Великой Отечественной, взятие Шуши и создание карабахской армии.
Провокации в подобных случаях, конечно же, весьма вероятны, однако целенаправленной попытки именно в этот день ударить по армянским позициям до сих пор (вот уже 26 лет) еще не было.
Статус-кво в Карабахе: малой кровью уже не отделаться?>>
Ну и самое главное – Азербайджан в нынешней ситуации не позволит себе никаких резких телодвижений на линии соприкосновения, хотя и (судя по публикациям азербайджанских масс-медиа) очень и очень внимательно отслеживает ситуацию в Армении.
В Баку отлично понимают, что любая реальная опасность, грозящая безопасности Карабаха, будет способствовать консолидации армянского общества, которое сейчас, в революционный период, расколото на две части.
В Баку наивно надеются, что этот раскол со временем лишь углубится. Настолько, что Карабах тогда можно будет брать "голыми руками"… Видимо, забылись события двухлетней давности, апреля 2016, когда в первый же день начала со стороны Азербайджана боевых действий, к вечеру в Степанакерте было уже несколько тысяч добровольцев из всех марзов Армении.
Люди день и ночь стояли перед правительственным зданием в Степанакерте, требуя, чтобы им выдали оружие и распределили по наиболее опасным участкам приграничья.
Так что изначально следует понимать, что при любом внутриполитическом раскладе, который сложится в Ереване после 8 мая (тогда второй раз пройдет голосование в парламенте), в военном смысле нашему восточному соседу в Карабахе ничего не обломится.