Старшее поколение помнит множество ее концертов – и не только в Армении, но и в других городах СССР – они проходили при неизменных аншлагах. Шарль Азнавур и Рози Армен стали в свое время символами того, что никакие государственные "занавесы" не в силах прервать связь диаспоры с исторической Арменией.
Рози Оганесян взяла сценический псевдоним "Армен", ставший с ней нераздельным, тоже из желания подчеркнуть этническое происхождение. Отец, парикмахер родом из Нахичевана, и швея-мать из Анкары, встретились во французской столице. Париж стал местом создания этой семьи и рождения дочери, которой суждено было стать одной из ярких представителей французского женского шансона.
"Родители со мной всегда говорили на армянском. Мама часто повторяла, что мы – армяне, а Армения — наша родина. Но мы должны быть признательны Франции, потому что она приняла нас в сложное время и стала нашим домом", — говорила Рози в одном из бесчисленных интервью.
Музыкальные способности Рози проявились с детства – в 4 года она уже ходила на занятия в школу симфонического оркестра, а сидя на концертах, представляла себя, взрослую, с дирижерской палочкой. Но вскоре произошла обычная коррекция детских намерений – после симфонической школы пришла пора вокальных курсов в консерватории. И вот это уже осталось навсегда.
Откровения легендарной Рози Армен: о толме, варенье и слезах радости>>
Не то, чтобы родители были против того, что их дочь станет певицей, им не нравилось, что Рози стала петь в ресторанах и кафе, и это естественно для армянских родителей. Но в те предприятия общепита, в которых пела Рози, видимо, ходила нормальная благовоспитанная публика, потому что певица быстро выросла и из этих штанишек. Хотя, скорее, дело тут в другом – просто Рози слишком выделялась своим голосом и образом из сонма кафешантанных певичек, перескочив сразу несколько ступеней вверх.
Признание Парижа пришло в 1961 году, после дебютного концерта в одном из мюзик-холлов. Стоит ли говорить, что в то время парижское признание для певицы означало мировое… Так оно и произошло: менее, чем через год Рози выпускает первый альбом, композиции из которого взлетают на верхние строчки хит-парадов. Да-да, хит-парады – вовсе не изобретение века интернета.
И сразу же пошли гастроли – сначала в ближних европейских странах, на Ближнем Востоке и в Турции, а потом и в СССР. Певица-армянка попала в Ереван через Москву – ну не могла в то время столица союзной республики принять гастроли раньше, чем союзная.
"Армяне про происхождению": ереванская песня Орнеллы Мути и Мишеля Леграна>>
И, возможно, это было даже к лучшему. К лучшему, потому что на родину Рози приехала после триумфа – а как еще назвать целую дюжину незапланированных концертов, сверх тех 12, что предусматривались контрактом? В Ереван Рози Армен поехала, уже получив благословение самого Арама Хачатуряна.
Московские Лужники, парижскую "Олимпию" и нью-йоркский "Карнеги-холл" не каждому исполнителю дано заполнить своими почитателями. Певице, одинаково легко и свободно певшей на разных языках (и говорившей на них с той или иной степенью свободы), это удавалось в течение долгих лет.
К 1988 году, когда произошло чудовищное землетрясение в Армении, Рози Армен уже не выступала с частыми концертами, ограничиваясь редкими выступлениями по специальным приглашениям и в рамках определенных проектов. Но великий Азнавур ее не забыл.
Шарль предложил ей участвовать в записи знаменитой композиции Pour Toi, Armenie, остававшейся больше двух месяцев в топах французских и мировых хит-парадов. Тут не скажешь, что Рози Армен согласилась на участие в записи с радостью – какая уж тут радость…