Арам Хачатурян ушел из жизни в первый, праздничный день мая, ровно 40 лет назад. Наследие, которое он оставил, описывать здесь не будем – его все хорошо знают, несмотря на безграничность, а в биографии композитора нет неизвестных эпизодов. Вся его жизнь проходила на виду у всей огромной страны, на глазах его народа, для которого он написал государственный гимн, и лег в мае 1978 года в родную землю.
Фольклорную составляющую он выделял в любой услышанной музыке, она непременно присутствовала в каждом его произведении – будь то маленькая пьеса или знаменитый балет. Причем фольклор в его музыке звучал не только армянский.
"Уже первые такты этой удивительной музыки, еще до появления темы, когда, словно на качании высокой волны, вздымается суровое, бурное звучание оркестра – уже начало этого вальса мгновенно захватывает нас. И вот оно уже увлекло мысль, сообщило ритм дыханию, отразилось у нас на лице. Оно уже полюбилось вам. Без подступов. С первого такта. С первого раза. И навсегда", — писал Ираклий Андроников о "Вальсе Арбенина" из "Маскарада".
Мелкое хулиганство Арутюна Акопяна, или Зачем великий фокусник пестовал армянский акцент>>
В Гнесинское музыкальное училище будущий маэстро пришел с биологического отделения МГУ. Все чаще родные и знакомые твердили ему о том, что он должен серьезно заняться музыкой. Осенью 1922 года Хачатурян пришел в Музыкальный техникум имени Гнесиных.
Принимала его Евгения Фабиановна Гнесина. Она проверила слух молодого человека. Затем попросила сыграть на рояле. Хачатурян лихо сыграл какую-то мелодию. Гнесина была явно не в восторге от его игры и сказала, что на рояле уже учиться поздно, но если Хачатурян хочет, то может обучаться игре на виолончели. Вот так все начиналось.
Потом будет и рояль, и симфонические оркестры, и всемирное признание. Но для этого пришлось пройти долгий и трудный путь. И не только в искусстве, но и в обустройстве своего быта – Арам Ильич работал даже грузчиком в винном магазине, резал пальцы осколками бутылок, а потом какое-то время не мог заниматься.
Премьера драмы "Маскарад" с музыкой Хачатуряна состоялась вечером 21 июня 1941 года в Театре им. Вахтангова, за несколько часов до войны. То ли из-за войны, то ли по каким-то иным причинам, но сама постановка не имела долгой сценической жизни. Однако музыка вальса, о которой так вдохновенно написал Андроников, вошла в учебники и стала известной всему миру.
Он назвал — и ушел: "шовинизм" Аршила Горки, который не переставал быть армянином никогда>>
Во время войны он работал в Перми, в эвакуации. В небольшой гостиничный номер каким-то чудом впихнули фортепьяно, и за полгода Хачатурян написал и полностью оркестровал балет "Гаянэ".
В суровом декабре 1942 года состоялась премьера балета – его исполнил тоже находившийся в пермской эвакуации ленинградский Театр оперы и балета им. Кирова. Это и другие величайшие произведения были оценены тремя Сталинскими премиями.
Несмотря на премии, в феврале 1948 года было принято постановление Политбюро об опере "Великая дружба" Вано Мурадели, где ряд композиторов, в том числе Хачатурян, Прокофьев и Шостакович были обвинены в формалистическом подходе к искусству. Это означало опалу, которая, к счастью, продлилась недолго и завершилась в 1950 году вручением очередной, четвертой уже, Сталинской премии.
В 1944 году был объявлен творческий конкурс на написание гимна Армянской ССР: Хачатурян выбрал слова Сармена, положил их на музыку и приехал со своим проектом в Ереван. Как-то летней ночью, находясь дома, он сел за фортепьяно, чтобы сыграть и спеть свою версию.
Не секрет, что летними ереванскими ночами окна ни у кого не закрываются. И тут выяснилось, что у окон и на балконах близлежащих домов, на улице внизу, собралось большое количество людей, устроивших овацию маэстро.
В 1970-х годах он присутствовал на постановке "Спартака" в Ереване – в последний раз в жизни. Постановка, по отзывам очевидцев, была замечательной, дирижировал оркестром Яков Восканян. Все шло отлично, но, не дожидаясь конца первого акта, Хачатурян вышел из зала.
Армянский "монстр" Голливуда, или Как Энди Серкис "превращался" в Голлума>>
Потом оказалось, что он вышел и из здания театра. Нашли композитора в кафе, на другой стороне центрального проспекта столицы. Хачатурян сказал тогда, что устроил бы грандиозный скандал, если бы остался.
"Они сократили мою музыку на целых четыре такта!" — возмутился композитор.
Обида прошла, конечно, но не то, чтобы мгновенно. Слишком уж маэстро был требовательным – и к себе, и к исполнителям, и даже к зрителю.