Гошаванк особенно величествен и прекрасен в сумрачную погоду. Нам повезло: именно такой она была, когда мы подъехали к монастырскому комплексу XII-XIII веков.
Как и большинство армянских храмов, Гошаванк (дословно – "монастырь Гоша") построен на возвышенности. Поднимаясь к нему, нельзя не любоваться щедрой природой Тавушской области. Это одно из тех редких мест на планете, которое словно отрывает от земли и уносит ввысь. И небо здесь ближе, и воздух чище, и аура особенная.
Основал Гошаванк или, как его называют, монастырь Нор Гетик, выдающийся средневековый мыслитель, литературный и общественный деятель, правовед, священнослужитель Мхитар Гош, которого авторитетная "Американская энциклопедия" причисляет к виднейшим представителям армянского Возрождения.
"Изначально Мхитар Гош служил в монастыре Гетик, который находился на расстоянии 30 километров отсюда, — рассказывает настоятель Гошаванка Тер Седрак. – Именно там он написал свое самое большое и очень важное для народа произведение – первый армянский уголовный кодекс – "Судебник", состоящий из 250 статей".
Подобные труды уже были, однако "Судебник" уникален тем, что в нем впервые были подняты вопросы экологического характера. Правовед посвятил им 11 статей, согласно которым были установлены штрафы и наказания за, скажем, вырубку цветущего дерева или забой беременного скота.
Кроме того, именно он впервые заговорил о правах женщин.
"В то время при разводе женщина уходила в отеческий дом с пустыми руками, все имущество же оставалось мужу. А Мхитар Гош установил закон, согласно которому совместно нажитое имущество должно было быть поделено между бывшими супругами", — рассказывает наш собеседник.
Разворачивая серьезную педагогическую деятельность в монастыре Гетик, ученый создал крупнейшее монашеское братство, состоящее из 200 священнослужителей. Однако землетрясение 1185 года разрушило Гетикаванк. Поскольку Мхитар Гош был близок к князьям Закарянам, он попросил их построить новый монастырский комплекс.
" Тогда князь Иване Закарян вместе с князем Вахтангом начал строить Новый Гетикаванк. Основа первой и главной церкви комплекса — Сурб Аствацацин (Святой Богоматери) была заложена в 1191 году. На ее стенах сохранилось множество надписей. Весь комплекс, состоящий из четырех храмов, трапезной и библиотеки рукописей строился на протяжении 100 лет", — рассказывает священнослужитель.
Трапезная частично сохранилась до наших дней: крыши нет, но стены сохранились. Здесь можно заметить несколько каменных столбцов высотой примерно один метр, посередине которых имеются квадратные отверстия. Они когда-то служили основанием для больших столов, за которыми обедали монахи. Как пояснил Тер Седрак, столешница не сохранилась, так как она была изготовлена из дерева, а вот ножки специально строили из камня, чтобы они не сгнили.
Восстановлением Гошаванка уже несколько лет занимается Минкульт. На данный момент реставрируется гавит (притвор) церкви Сурб Аствацацин.
Согласно надписям на стенах церкви, а также сообщениям Гандзакеци, большую часть зданий построил архитектор Мхитар по прозвищу "Хюсн". Кроме него в источниках упоминаются зодчие Григор и Закиос.
Особую ценность в монастырском комплексе представляет "кружевной" хачкар (крест-камень) XIII века.
"Мастер Погос впервые создал первый "кружевной" хачкар",-отмечает настоятель монастыря. Это уникальная, исключительная работа, благодаря которой он опередил других скульпторов на несколько веков. Согласно надписи на постаменте, заказчиком этого хачкара является Саркис Вардапет, который попросил создать его в память о своих родителях.
При монастыре был основан также университет, где впервые правоведение начали изучать как отдельное направление. Гошаванк был одним из крупнейших культурных, образовательных и религиозных центров средневековой Армении. Здесь учились и жили видные культурные деятели Армении Ванакан Вардапет и Киракос Гандзакеци.
Тер Седрак сетует, что рукописи сохранились не полностью.
"Часть из них была сожжена во время вражеских нашествий. Помимо этого, в 1935 году местными крестьянами прямо в библиотеке были сожжены тысячи рукописей: для советского режима христианское наследие не представляло какой-либо ценности.
Мхитар Гош прожил до 1213 года. По собственному желанию, он похоронен в основанном им же склепе Воскресения, что на холме в юго-западной части комплекса, чтобы "глаза его души всегда могли наблюдать за созданным им монастырем".