— Апаран был резиденцией княжеского рода Гнтуни, — говорит наш гид Мариам, когда мы приближаемся к Апаранской базилике.
"Очень особенная": армянская церковь 1781 года в Бангладеш — в списке must see>>
Территория церкви не очень большая, но ухоженная и от этого уютная. С одной стороны в ряд расположены каменные плиты, глядя на которые становится ясно – им не одна сотня лет. Как позже объяснила Мариам, камни эти были обнаружены во время раскопок, датируются началом IV века.
— Много сооружений приписывается княжескому роду Гнтуни, но особо выделяется их церковная архитектура, — продолжает свой рассказ Мариам. – Базилики, построенные ими, восходят к раннехристианскому периоду, то есть к IV веку. Помимо Касахской, есть еще одна — в бывшем поселении Зовуни, где теперь наше водохранилище – это церковь Святого Петра и Павла. Около трех-четырех месяцев в году она остается под водой и вновь появляется, как только вода отходит. Примечательно, что как сильно не поднялся бы уровень воды, крест церкви она никогда не накрывает – он всегда остается над водой.
Внешний вид базилики в целом нетипичен для армянских церквей, но в архитектуре Гнтуни он очень распространен. Касахская называется также Сурб Хач (Святой Крест), причем неслучайно. Как рассказывает Мариам, в основании церкви зарыта щепка из Креста Господня.
Великий покровитель всех христиан Востока – российский историк об армянском короле>>
Мы подходим к главному входу храма. Над ним высечен красивый барельеф.
— Это княжеский герб Гнтуни – два оленя, готовые к прыжку; в середине – равнокрылый крест, изображена также виноградная лоза и верба, символизирующая "Кенац цар" (Древо жизни – ред.), — говорит наш гид.
Раскопки проводили здесь видные археологи, среди которых Торос Тораманян. Впервые изучив церковь и ее территорию с группой археологов в 1900-х, он пришел к выводу, что построена она на основе языческого храма. Позже эту версию подтвердил его ученик Александр Сагинян.
— Во время раскопок была найдена золотая тетрадрахма селевкидского царя Антиоха VII, который правил с 192 по 129 годы до нашей эры. Это свидетельствует о том, что Апаран – очень древнее поселение, раз в те годы здесь был воздвигнут языческий храм.
Примечательно, что в IV веке базилика была не единичным строением – здесь располагался монастырский комплекс, центром которого был Сурб Хач. Именно духовная семинария Апаранской базилики стала прототипом известной Семинарии магистра в Санаине. Она, к сожалению, не сохранилась. Монастырский комплекс состоял из двух однонефных базилик, семинарии и центральной трехнефной базилики.
Как на колонне храма возникло изображение Богоматери?
Касахская базилика – одна из первых христианских церквей в Армении.
— Говорят, когда христианство было провозглашено официальной религией в стране, после Первопрестольного Эчмиадзинского кафедрального собора был построен этот храм, но официального подтверждения тому нет.
Сразу при входе в церковь Сурб Хач чувствуешь ее особенную ауру. Мариам обратила наше внимание на одну из колонн, на котором чуть более темным фоном отчетливо выделялась женская фигура в длинных одеждах. Над головой — нимб.
— Это изображение Богоматери, — поясняет гид. До 2005 года его не было. Оно появилось за одну ночь. Священники обнаружили его утром.
Несмотря на то, что история кажется невероятной, других версий появления изображения Богоматери на колонне древнейшего храма нет. Интересно, что апаранцы не всем об этом рассказывают.
Каждое воскресенье верующие Апарана принимают участие в Божественной литургии. Интересно, что церковь Сурб Хач принимала прихожан почти всегда, даже во времена атеистического СССР, хоть тогда она и была превращена в конюшню. Несмотря на то, что официально запрещалось проводить службы, местные жители все же собирались здесь и организовывали даже крестины.
Касахская базилика окончательно была восстановлена усилиями местных жителей в 2000-х годах. Работы проводились под руководством архитектора из Апарана — ныне покойного Айка Ованнисяна. В 2002 она была освящена и официально начала действовать. Многие из найденных во время раскопок камней удалось использовать во время восстановления храма.