ЕРЕВАН, 14 июн — Sputnik. "Нетипичный армянин", режиссер Айк Карапетян каждый свой фильм снимает в новом жанре и объясняет это новыми интересами, пишет TVNET.
Режиссер снял уже в жанре реализма кино о полукриминальной молодежи из спальных районов, где ситуации взяты из жизни, потом был фильм ужасов, теперь вот думает о комедии.
Айк – отец двоих детей, рассказал, что армяне очень любят детей, а вот сам он иногда раздражается из-за чужих детей.
"Да, армяне детей обожают. Возможно, я нетипичный армянин, люблю одиночество, тишину. А дети – это антиодиночество и антитишина. Приходится себя менять. Возможно, отсюда и переоценка ценностей", — сказал Карапетян в интервью изданию.
Кстати, страхи по поводу отцовства нашли отражение в его фильме "Первенец". Айк не скрывает, что подарил главному герою часть своих собственных тревог.
Карапетян вырос в Латвии в армянской семье, учился режиссуре в киношколе в ÉSEC в Париже. Он снимает фильмы на русском и латышском, ставит оперы в Латвии и во Франции.
"Франция – одно из тех редких мест, где я мог бы жить. Например, в Америке мне очень понравилось, но я понимал, что жить там не смогу. Я любил французское кино, оно на меня сильно повлияло", — отметил кинодеятель.
Тигран Кеосаян: армянам нужно отказаться от образа жертвы>>
Он мог выбрать что-то одно – пройти стажировку во Франции, полгода работать поваром на съемках или же мальчиком на побегушках. Альтернативой было возвращение в Латвию, где мог снять свой первый фильм. В итоге Айк вернулся в Ригу.
Говоря о профессии, режиссер с армянскими корнями отметил, что никогда не задумывался о режиссуре, хотя с детства любил смотреть кино. Он думал, что станет актером, но в 14 лет понял, что создавать фильмы интереснее.
Кинодебютом Айка стал фильм "Мерзость". В число его работ входят социальная драма "Люди там", (2011), фильм ужасов "М. О. Ж." (2014), а также постановки опер "Севильский цирюльник" Россини, "Фауст" Гуно, а также "Кармен" Бизе.
Почти все свои фильмы, кроме "М.О.Ж.", он снял за счет частных инвестиций.
"Мы тогда работали на чистом энтузиазме, продюсер предоставил бесплатно камеру, технику, людям не платили зарплату. Я сам работал бесплатно", — сказал режиссер.
На вопрос, оказывает ли влияние государство на творческий процесс в случае своей поддержки, режиссер ответил, что прямого давления нет.
"Но если госструктуры дают деньги, они примерно понимают, чего от режиссера ждать. Раз в год проходят публичные слушания — собирается комиссия, каждому режиссеру дается 10 минут на презентацию будущего проекта", — пояснил Айк.
Режиссер не считает себя диктатором на съемочной площадке, однако ему часто приходится отстаивать свои идеи.
Габриадзе о привычке зрителей есть попкорн во время просмотра фильмов>>
"Потому что все вокруг мешают их реализовать. Но все равно идешь на компромиссы, и в кино их больше, многое приходится решать на месте", – признался Айк.
Однако, выжить только за счет работы в кино в Латвии невозможно, поэтому режиссеру приходится заниматься и другими проектами, например, снимать рекламу.
На вопрос, не было ли у него мысли поработать в Армении, режиссер признался, что лишь однажды был такой шанс.
"Я был близок к тому, чтобы поставить в Армении оперу, перенести "Севильского цирюльника" с нашей сцены, однако не сложилось", — сказал Карапетян.
Говоря о достижениях в работе, латышский режиссер отметил, что недавно поставил в Монпелье (Франция) оперу "Кармен", которую основательно перекроил: переделал диалоги, поменял жанр, ушел в фантастику про рыцарей и призраков.
На вопрос, как встретили постановку зрители, он ответил, что неоднозначно: одни освистали, другие аплодировали.
"Но во Франции освистывание стало традицией. Освистывают, если постановка не классическая. И классику могут освистать, если ты ничего нового не придумал", — добавил Айк.
Ален Терзян: приезжаю в Армению для "ремонта" мозга>>
Тем не менее, ему работалось легко во Франции, так как у него была международная команда – американец, армянка и француз.
А к мнению кинокритиков Айк уже относится спокойно, хотя раньше переживал. Рецензии для него ничего не значат, так как он считает, что от них не зависит ни его карьера, ни судьба его фильмов.