Они с Котэ Махарадзе были не семьей, которую составили две легенды, а семьей-легендой. Непревзойденный Махарадзе как-то рассказывал (может – придумал красивую историю, но скорее всего правду), что, когда они с Софико только еще встречались и у них были причины встречи эти скрывать, двумя заговорщиками был разработан специальный шифр.
Константин Иванович во время очередного футбольного репортажа говорил условные слова и цифры – они вписывались в общую логику комментария, но истинный смысл был понятен только Софико Михайловне, ей сообщалось место и время их ближайшей встречи. А потом, всю оставшуюся жизнь, они души не чаяли друг в друге: обаятельный и умнейший артист и комментатор и Чиаурели, красивая необычной красотой, до конца понятной только неисправимым эстетам.
"Армянский авангард" в истории Грузии: как армяне "наследили" в соседней стране>>
В нее был влюблен Параджанов – как в актрису, а может – и как в женщину. Режиссер хотел, чтобы она играла в каждом его фильме, а в "Цвете граната" вообще завалил ее шестью ролями – юного поэта, любви поэта, музы поэта, мима, ангела и сумасшедшей монашки. Интересно, справился бы кто иной с такой разноплановостью ролей, да еще в параджановском фильме, где нужно быть актрисой втройне?..
Чиаурели сумела, и на помощь ее бесконечному таланту пришли качества, данные от природы: точеные черты лица, глаза, занимающие, кажется, полмира, стать королевы и пластика движений. В те годы Чиаурели еще можно было назвать начинающей актрисой, и Параджанов в большой мере открыл ее для кинематографа. Режиссер на роль поэта сначала честно искал мужчин, но лицо Софико снова и снова вставало перед глазами, и он решился.
И не прогадал. Потом пригласил ее в "Легенду о Сурамской крепости" и в "Ашик-Кериб", а после этих фильмов он специально под Чиаурели написал сценарий для фильма о дочери Вардана Мамиконяна под рабочим названием "Мученичество Шушаник".
В одном из интервью Чиаурели рассказывала, что фильм этот не был снят из-за нелепых противоречий, которые так и не смогли разрешить. Дело в том, что исторически фильм базировался на произведении V века, которое армяне считали своим, а грузины уверены в авторстве духовника царицы Шушаник, Иакова Хуцеси, грузина. Видимо, разногласия были большими, и почли за благо оставить проект нереализованным.
И был еще один так и не снятый Параджановым фильм, автобиографичный, а Чиаурели предполагалась на роль матери режиссера. Софико Михайловна рассказывала, что жизни этой картине отпущено было три съемочных дня – потом работу остановили и больше не снимали. Почему – даже она не узнала.
Кроме работы с Параджановым, Чиаурели сыграла в двух картинах от "Арменфильма" — "Аревик" и "Пощечина", окончательно покорив армянских кинолюбов. Ей и до этих фильмов всегда были рады в Ереване, а после них встречали в каждый приезд, как не встречали бы иную мировую знаменитость.
Рози под псевдонимом "Армен": путь от кафе до концертов с Азнавуром>>
Собственно – мировой знаменитостью Софико Чиаурели и была. Быть может, это имя не гремело по всей планете, но только лишь потому, что ни одна ее роль не была ширпотребом. Фильм с Чиаурели – это всегда штучное произведение искусства